ВОСКРЕСЕНИЕ (RESURRECTION) Словарь библейских образов

Образы воскресения в Новом Завете основываются на евангельских рассказах о воскресении Иисуса, хотя свой вклад вносят и авторы посланий, исследующие масштабы воздействия воскресения Христа на жизнь верующих.

Евангельские рассказы. Воскресение Иисуса из мертвых – в первую очередь, образ нового начала, и во всех четырех евангелиях эта его особенность подчеркивается фактом, что Иисус воскрес в воскресенье на рассвете (От Матфея 28:1; От Марка 16:2; От Луки 24:1; От Иоанна 20:1). В этой сцене авторы изображают одиноких или идущих вдвоем людей, которые медленно бредут или (когда новость распространяется) прибегают ко гробу, в отличие от рассказа о крестных муках, где присутствовали толпы людей. Другое отличие заключается в том, что единственным катаклизмом, отмеченным у Матфея, было землетрясение, сопровождавшееся явлением ангела, который отвалил камень от двери гроба (От Матфея 28:2).

История воскресения окутана таинственностью и чудом, и эта атмосфера выражается прежде всего в божественном явлении ангелов, блистающих трансцендентной славой (От Матфея 28:2-4; От Марка 16:5; От Луки 24:4; От Иоанна 20:12).

Наивысшим выражением образа воскресения Иисуса, без сомнения, служит камень, отваленный от входа в гроб (От Матфея 28:2; От Марка 16:4; От Луки 24:2; От Иоанна 20:1). Образ дополняется картиной пустого гроба (От Матфея 28:6; От Марка 16:6; От Луки 24:3,2223; От Иоанна 20:5-9).

Хотя действующих лиц в каждом отдельном эпизоде немного, рассказ в целом наполнен атмосферой возвещения и передачи слова. Сначала обмен информацией происходит между ангелами и женщинами (От Матфея 28:5-7; От Марка 16:6; От Луки 24:5-6). Женщины, в свою очередь, передают слово ученикам (От Марка 16:7,10; От Луки 24:8-10; От Иоанна 20:18), и это создает атмосферу динамичного развития сюжета с желанием сообщить Благую Весть. Тот же эффект производят быстрота и размах передвижений – люди бегают в почти неистовом возбуждении (От Матфея 28:8; От Иоанна 20:2-8). В этом выражается очевидное отличие от рассказа о страстях Господних, где мы видим постепенное прекращение активных действий.

В рассказе о воскресении присутствует также мотив встречи. Центральное место в нем занимает воскресший Христос, встречающийся с женщинами, которых Он знал (От Матфея 28:9-10; От Марка 16:9,1214; От Луки 24:36-42; От Иоанна 20:11-29), и с двумя учениками на дороге в Еммаус (От Луки 24:13-35). Последователи Иисуса тоже встречаются друг с другом, и в рассказе четко выражается мысль о небольшой сплоченной общине.

Рассказ о воскресении отличается сильным эмоциональным напряжением. Круг эмоций необычайно широк – недоверие, радость, недоумение, изумление, страх, – но их объединяет выразительность, присущая рассказу в целом (От Матфея 28:8; От Марка 16:5,8,1113; От Луки 24:3,5,11,32). Кроме того, при встречах мы видим жесты поклонения и проявления веры (От Матфея 28:9; От Луки 24:31; От Иоанна 20:8-9,16,28).

Послания. Образы воскресения Христа не ограничиваются евангельскими рассказами и занимают видное место в посланиях, авторы которых строят богословское основание этого события. В Писании подчеркиваются два аспекта воскресения Христа – его динамичная природа и мысль, что его сила пришла из источника вне Самого Христа. Мы можем также заметить сопутствующие оттенки символики направления движения, в которой гроб располагается «внизу», а воскресение поднимает Христа «вверх» из мертвых. В образе возвышения подразумевается мощная сила, на которую прямо указывается в Ефесянам, где говорится, что Бог «воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (К Ефесянам 1:20; ср. К Ефесянам 1:19). Здесь мы видим воскресение и возведение Христа на престол как единый процесс возвышения. В таком качестве этот образ вызывает в памяти исход – библейский архетип могущественных спасительных дел Бога.

Второй ведущий мотив выражается в связи положения верующего с воскресением Христа, которое рассматривается как модель и источник будущего воскресения верующего из мертвых. В этом образе подчеркивается единство, в котором верующие «соединены» со Христом в Его воскресении (К Римлянам 6:5), или «совоскресли» со Христом (К Колоссянам 2:12; 3:1), или воскрешаются той же силой, что и Христос (1-е Коринфянам 6:14; 2-е Коринфянам 5:15). В определенном смысле крещение становится в посланиях основным образом связи верующего со Христом – смерть со Христом и воскресение с Ним связываются физическим обрядом крещения.

В третьей группе стихов показано конечное воскресение из мертвых в конце истории. Два основных мотива – внезапность, с которой произойдет всеобщее воскресение (1-е Коринфянам 15:51-52; 1-е Фессалоникийцам 1:10), и полное преобразование верующих, обретающих более высокое духовное состояние (1-е Коринфянам 15:35-54). В других местах воскресение изображается как пробуждение вслед за Даниилом, который предсказывал, что «многие из спящих в прахе пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2).

Победа над смертью. Помимо воскресения Иисуса, в Библии показаны другие случаи воскресения, происходившие в жизни людей. В Ветхом Завете есть рассказ о воскресении сына сонамитянки при посредничестве Елисея (4-я Царств 4:18-37). В Новом Завете примеров больше: Иисус воскрешает дочь Иаира (От Матфея 9:18-26; От Марка 5:22-43; От Луки 8:40-56), сына наинской вдовы у ворот (От Луки 7:11-16) и Лазаря (От Иоанна 11:1-44), Евтих воскрес при посредничестве Павла (Деяния 20:9-12), а Тавифа при посредничестве Петра (Деяния 9:36-42), и «многие тела усопших святых» вышли из гробов и пришли в Иерусалим после воскресения Иисуса (От Матфея 27:52-53).

См. также: ВО3НЕСЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, МОГИЛА, НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗКИЙ ПОВОРОТ, ПОГРЕБЕНИЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, СМЕРТНОСТЬ, СМЕРТЬ.