ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ (GATE) Словарь библейских образов

В большинстве из примерно 350 упоминаний о воротах в Библии речь идет о городских воротах. В описаниях планировки скинии и храма (в том числе при описании восстановленного храма в видении Иезекииля) тоже содержится множество ссылок на различные ворота, причем некоторые из этих ворот носят конкретные названия. Во всех случаях ворота служат входом во что-то. А поскольку вход представляет собой оживленное место, внимание уделяется также общественным делам у ворот.

Ворота как средство защиты. Для древних израильтян самым важным элементом защиты от внешних сил служили укрепленные стены вокруг города. Городские же ворота были, по сути, отверстием в стене и, следовательно, наиболее уязвимым местом обороны. Найденные при раскопках ворота представляют собой массивные и искусно выполненные сооружения. Городские ворота закрывались каждую ночь (Иисус Навин 2:5) для защиты жителей. Если наличие ворот символизировало надежность и безопасность, то самым страшным было жить в городе, в котором нет «ни дверей, ни запоров» (Иеремия 49:31), или в городе «без стен», где нет «ни запоров, ни дверей» (Иезекииль 38:11).

Площадь большинства ветхозаветных городов не превышала двадцати акров (0,1 км [2]), поэтому было достаточно одного или двух входов. Ворота располагались таким образом, чтобы обеспечить удобный доступ к дорогам, источникам воды и так далее, но в то же время строители заботились об их обороноспособности. Подход к воротам обычно делали с уклоном в правую сторону, чтобы нападающие, большинство из которых носили щит в левой руке, становились уязвимыми для стрельбы со стен. Ворота были не только хорошо укрепленными и внушительными на вид, но и украшались медным защитным покрытием на дверях. Читаем, в частности, о сокрушении медных «дверей» (Исаия 45:2) и «врат» (Псалтирь 106:16). Медь использовалась для того, чтобы в какой-то мере обезопасить ворота от огня, так как он был распространенным оружием осаждающих: «Когда же толпа хотела овладеть башнею и врывалась в ворота двора, и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота...» (2Мак. 14:41).

Ворота защищали города не только от военных нападений, но и от вторжений непрошеных чужаков, поэтому вход через них строго регулировался. В Ветхом Завете множество раз упоминается о должности привратников или стражников, причем в большинстве случаев она связывается с храмом. В обязанности привратника входило не допускать незаконного проникновения в город (4-я Царств 10), царский двор (4-я Царств 11:4-9) или храм (4-я Царств 12:9; 2-я Паралипоменон 23:19).

В образе ворот как средства защиты выражается определенная двойственность. С одной стороны, закрытые ворота служат символом безопасности жителей по ночам или в случае нападения на город. В частности, мы видим образы мужества «отражающих неприятеля до ворот» (Исаия 28:6), прославления победы у ворот (Книга Судей 5:11), Бога, укрепляющего «вереи ворот твоих» (Псалтирь 147:2). Но ворота были уязвимой частью городской стены, поэтому они служили также образом ненадежной защиты. Именно по воротам наносился основной удар (Иезекииль 21:15,22). Если ворота падали (или ими «овладевали»), захваченным считался сам город (Бытие 22:17; 24:60). Человека могли даже затоптать в воротах (4-я Царств 7:20; Иов 5:4 {«Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника»}).

Общественный и правовой аспекты. Будучи предназначенными для общего пользования, городские ворота выполняли функцию площади народных собраний, где решались правовые и гражданские вопросы. В городах проводили ночь даже земледельцы, поэтому ворота были самым посещаемым местом в городе. Там люди встречались друг с другом (2-я Царств 15:2) и сплетничали (Псалтирь 68:13; ср. с молитвой о добродетельной жене, чтобы дела ее «прославляли ее у ворот» [Притчи 31:31]). Городские ворота были удобным местом для разного рода объявлений и публичных демонстраций. В Притчах персонифицированная премудрость взывает «при входах в городские ворота» (Притчи 1:21; см. также Притчи 8:3). Рынки тоже располагались поблизости от ворот (4-я Царств 7:1), и ворота получали иногда название по предлагавшимся возле них товарам – Овечьи ворота (Неемия 3:1), Рыбные ворота (Неемия 3:3), Конские ворота (Неемия 3:28).

Особого внимания заслуживает ветхозаветное выражение «сидеть у ворот». Во многих городах непосредственно у ворот находилось место, где собирались городские начальники для обсуждения разного рода вопросов. Право «сидеть у ворот» (или, как вариант, «сидеть в собрании») означало, что человек занимает видное положение в общине. Таким образом, тот факт, что ангельские посетители застали Лота сидящим у ворот, свидетельствовал о степени его ассимиляции в нечестивом городе Содоме (Бытие 19:1). Даже цари занимали иногда место «у ворот» (2-я Царств 18:24; 19:8). Для добродетельной жены в Притчи 31 было честью, что ее муж «известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Притчи 31:23). Сидеть у ворот значило иметь право голоса в определении общей линии, и в Псалтирь 1:1 последовательный ряд из трех действий, символизирующих зло, завершается выражением «сидеть в собрании развратителей».

У ворот решались и правовые вопросы. Городские ворота получили предназначение места совершения правовых действий уже в Моисеевом законе (напр., Вт. 21:19; 22:15; 25:7). В противоборстве с врагами у ворот подразумевались переговоры на правовой основе (Псалтирь 126:5). Приняв решение жениться на Руфи в полном соответствии с установленными правилами, Вооз встретился со своим соперником у ворот города (Руфь 4:1). Общий принцип был установлен еще до того, как израильтяне поселились в городах, – во время их странствия по пустыне Моисей судил людей «в воротах стана» (Исход 32:26). Наказание или воздаяние иногда назначалось за пределами городских ворот (Вт. 17:5; 21:21). По приказу Иисуса Навина царя Гайского повесили, а затем тело его бросили «у ворот городских» (Иисус Навин 8:29; см. также 4-я Царств 10:8-9).

У ворот города заключалось множество торговых и гражданских сделок, поэтому они стали одним из основных объектов пророческих обличений растленного общества. В частности, мы находим места, где говорится о «притеснении несчастного у ворот» (Притчи 22:22), о сетях, расставляемых у ворот (Исаия 29:21), и о тех людях, которые «ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду» (Амос 5:10). Оскверняющими субботу Иеремия показывает людей, приносящих свои ноши «воротами Иерусалимскими» (Иеремия 17:21,24,27). В качестве противоядия Амос призывает «возненавидеть зло и возлюбить добро и восстановить у ворот правосудие» (Амос 5:15).

Переносный смысл. В большинстве случаев образ ворот используется в Библии в прямом смысле, но встречаются и метафорические значения. Иногда ворота служат синекдохой для изображения города в целом: «И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная» (Исаия 3:25); «Рыдайте, ворота! вой голосом, город!» (Исаия 14:31); «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Псалтирь 86:2). Псалмопевец риторически обращается к воротам храма, повелевая им впустить Бога: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Псалтирь 23:7).

Поскольку основное предназначение ворот – обеспечивать вход, они могут также символизировать доступ в любую сферу. Читаем, например, о вратах небесных (Бытие 28:17), вратах смерти (Иов 38:17; Псалтирь 9:14; 106:18), вратах правды (Псалтирь 117:19), вратах преисподней (Исаия 38:10), вратах утра и вечера (Псалтирь 64:9 {«пределах»}). Врата ада, символизирующие силы зла, будут нападать на церковь, но не одолеют ее (От Матфея 16:18). Образ ворот Иисус использовал как символ вхождения в жизнь или погибель (От Матфея 7:13-14). В этой картине «тесные врата» и узкий путь сокращают число входящих в жизнь до небольшого меньшинства. С другой стороны, в широкие врата, ведущие в погибель, войти очень легко.

Образ ворот – (в некоторых более ранних переводах двери) Иисус развил в проповеди Доброго Пастыря (От Иоанна 10:1-17). Добрый Пастырь «входит дверью» и выводит овец через ворота овчарни. Он являет нам образ безопасности. В дополнение к этой метафоре Иисус назвал Себя вратами: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (От Иоанна 10:9).

Наконец, есть особенно яркий апокалиптический образ. Ворота в падшем мире закрываются для защиты по ночам и в случае нападения. Но в грядущий день славы Израиля ворота станут ненужными, ибо угроза со стороны зла будет отведена: «И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью» (Исаия 60:11). А ворота нового Иерусалима «не будут запираться днем, а ночи там не будет» (Откровение 21:25).

См. также: ГОРОД, ДВЕРЬ, СТЕНА.