ВОЛОСЫ (HAIR) Словарь библейских образов

Волосы, отношение к которым принимает обычно ритуальную и символическую окраску, всегда играли в обществе значительную и неоднозначную роль, и Библия в этом вопросе не является исключением. Примерно сотня упоминаний о них делает волосы важным библейским образом, а широкий диапазон связанных с ними тем придает ему достаточно разносторонний характер. Кроме того, некоторые конкретные образы входят в число наиболее памятных библейских сцен.

На самом обыденном уровне волосы свидетельствуют о состоянии здоровья человека. В Левит 1314 приводится наводящий уныние и в конечном счете производящий отталкивающее впечатление перечень признаков, согласно которым волосы могут указывать на болезнь или нечистоту и на основании которых священники выполняли функции санитарных врачей. Равно неприятными выглядят древние обычаи рвать волосы на себе в знак скорби или опустошения (Ездра 9:3; Иезекииль 23:34 {«груди истерзаешь»}; Иеремия 7:29) или на ком-то еще в личной схватке (Неемия 13:25). Чрезмерный волосяной покров ассоциируется с варварством, как в случае с волосатостью Исава (Бытие 25:25) или с состоянием Навуходоносора во время его помешательства, когда «волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Даниил 4:30).

Но по большей части волосы в Библии служат положительным образом, и эстетической нормой изображаются умеренно длинные и темные волосы. Красота Авессалома выражалась, в частности, в его густой шевелюре – настолько густой, что стрижка выливалась в ежегодное празднество с использованием весов для привлечения внимания к себе и придания харизмы его личности (2-я Царств 14:25-26). В Песни песней волосы возлюбленной и их очаровательные переливы выглядят для влюбленного «как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» (Песни Песней 4:1; 6:6), – в этом сравнении выражается прежде всего оценка их красоты, а не зрительное соответствие. Невеста со своей стороны восхищается «кудрями его волнистыми, черными, как ворон» (Песни Песней 5:11).

С учетом факта, что покрытая волосами голова считалась показателем здоровья, силы и красоты, не удивителен мотив бесчестья, связанного с отсутствием волос. В день суда, пишет Исаия, Бог станет небесным брадобреем: « В тот день обреет Господь бритвою... голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» (Исаия 7:20). В сюрреалистической манере Михей использует образ «лысины, как у линяющего орла» при описании детей Иудеи, отправляющихся в плен (Михей 1:16). В видении Иеремии сокрушенных людей тоже присутствует образ оголенных у всех голов (Иеремия 48:37). Исаия предсказывает наступление времени, когда у женщин Иудеи будет «вместо завитых волос плешь... вместо красоты клеймо» (Исаия 3:23). А непослушные дети насмехались над Елисеем, провожая его криками: «Иди, плешивый!» (4-я Царств 2:23).

Длина волос человека часто служит выражением его отношения к более серьезным вопросам, и намеки на это мы видим в Библии. Ветхозаветный запрет стричь волосы на голове «кругом» (Левит 19:27) имел целью отделение Израиля от обычаев окружавших его языческих народов (Иеремия 9:26; 25:23). Предписание Иезекииля священникам будущего века состояло в том, что «головы своей они не должны брить и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» (Иезекииль 44:20). В Новом Завете Павел считал длинные волосы нормальными для женщины и бесчестьем для мужчины (1-е Коринфянам 11:14-15). Чрезмерное внимание к уходу за волосами, например, плетение волос, свидетельствовало о мирском расположении ума с его внешними проявлениями (1-е Петра 3:3; 1-е Тимофею 2:9).

В ряде случаев отношение к волосам было напрямую связано с религиозными обрядами. Для очищения, например, требовалось состригать и сбривать все волосы (Левит 14:8-9; Числа 6:18-19). Назореям же вообще запрещалось стричь волосы в течение всего времени обета (Числа 6:5,18) – они служили символом отделения в святости, знаком аскетического самоотречения, а не физической привлекательности.

Помазание волос елеем тоже было обрядом, но не религиозным. Оно было ритуальным средством выражения красоты (Руфь 3:3), праздничной атмосферы (Екклесиаст 9:8) или гостеприимства (Псалтирь 22:5).

В картинах, связанных с концом жизненного пути, мы видим откровенно символические образы. Белые или седые волосы служат в Библии показателем преклонного возраста (Вт. 32:25; Псалтирь 70:18; Исаия 46:4), зрелости, удостоенной чести и красоты (Притчи 20:29). С другой стороны, старики вызывают жалость и они более уязвимы, поэтому печаль человека с седыми волосами кажется особенно острой (Бытие 42:38; 44:29, 31). Будучи крайне незначительной частью человеческого тела, один волос или прядь волос на голове символизируют степень, до которой Бог защищает или бережет человека (1-я Царств 14:45; 2-я Царств 14:11; От Луки 21:18; Деяния 27:34). Крошечные размеры волоса послужили основанием для характеристики отборных воинов, которые, «бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Книга Судей 20:16). С другой стороны, большое количество волос на голове человека служит обозначением чего-то значительного и многочисленного, в том числе бедствий, обрушивающихся на него (Псалтирь 39:13), противостоящих ему врагов (Псалтирь 68:5) или масштабов знаний Бога о человеке и заботы о нем (От Матфея 10:30; От Луки 12:7). Наконец, образ белых волос как символа древности приобретает трансцендентное значение в изображениях Бога с белыми и пламенными волосами (Даниил 7:9; Откровение 1:14).

Можно также припомнить несколько памятных библейских рассказов и сцен, важную роль в которых играют волосы. В одной из таких сцен изображен Самсон, лежащий на коленях Далиды, волосы которого сначала заплели в семь кос, а затем остригли их все (Книга Судей 16:15-21). В том же рассказе рост остриженных волос символизирует возрождение души и тела (Книга Судей 16:22). В евангелиях мы видим, как Мария помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак полной преданности (От Луки 7:38,44; От Иоанна 11:2).

Какую же роль играет в Библии образ волос? Обычного материального явления, предмета, отношение к которому указывает на взаимосвязь с другими более серьезными нравственными и духовными вопросами, и определенного символа.

См. также: ГОЛОВА, КРАСОТА, ПЛЕШИВОСТЬ, САМСОН, ЧЕСТЬ.