ВОЗРАСТАНИЕ, ПРИУМНОЖЕНИЕ (INCREASE, STORIES OF) Словарь библейских образов

Общее количество рассказов о возрастании невелико, но они обращаются к сокровенным устремлениям человека. Эти рассказы привлекают наше внимание к тайнам и чудесам Божьих дел и к Его готовности проявлять щедрость к людям.

Ярким ветхозаветным примером этой темы служит Иов, потерявший всю свою семью и все поголовье скота, но затем получивший «вдвое больше того, что он имел прежде... И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов 42:10,12). Действительно, сравнение поголовья скота Иова в конце рассказа с тем, которое он имел в начале, показывает, что оно удвоилось. Это история о вознагражденной добродетели и о не только восстановленном, но и приумноженном благосостоянии. Печальную и трагическую ситуацию Бог сменил возрастанием и благословением.

У еще четырех ветхозаветных историй о возрастании есть общие черты. Вдова из Сарепты поделилась с Илией последней пищей и последним маслом и получила вознаграждение в виде чудесным образом восполняемых запасов еды и масла, пока Бог не послал на землю дождь (3-я Царств 17:8-16). Вдова одного из сыновей пророков обратилась к Елисею, когда заимодавец пригрозил взять двух ее детей в рабы. Елисей научил ее попросить пустые сосуды у всех соседей, и Бог чудесным образом наполнил их маслом (4-я Царств 4:1-7). Еще одна история с участием Елисея – чудесное насыщение ста человек приношением первых плодов (4-я Царств 4:42-44). Это рассказы о Божьем сострадании к нуждающимся, лишенным средств к существованию, и обеспечении их необходимым. Загадочная история о молитве Иависа настолько краткая, что она как будто бы дразнит наше воображение, требующее дополнительной информации: «И воззвал Иавис к Богу Израилеву, и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои... И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1-я Паралипоменон 4:10). Это выглядит рассказом о проявленной Богом щедрости в отношении сердца, стремящегося к большему.

В Ветхом Завете присутствует также тема о количественном возрастании людей. Если проследить использование слова умножить в Книге Бытие, можно увидеть многочисленные обетования, что Бог умножит число потомков патриархов (напр., Бытие 16:10; 17:2; 26:24), и это обетование повторяется во Второзаконии (напр., Вт. 6:3; 7:13; 8:1) накануне вхождения израильтян в обетованную землю. Ветхозаветная история подтверждает, что это умножение действительно происходило, и первым тому примером служит изображенная в Исход 1 юмористическая картина, в которой чем больше египтяне угнетали израильтян, тем больше они умножались (Исход 1:7-8,12). В пророческих видениях восстановленного Израиля тоже присутствует тема количественного возрастания (напр., Иеремия 23:3; Иезекииль 36:11; 37:26). Новозаветным аналогом служит заявление в Деяния 12:24, что «слово... Божие росло и распространялось».

Намеки на тему возрастания можно увидеть даже в ветхозаветных притчах. Стезя праведных, например, «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18). В то время как «богатство от суетности истощается», «собирающий трудами умножает его» (Притчи 13:11). Когда нечестивые погибают, «умножаются праведники» (Притчи 28:28).

В число наиболее известных новозаветных историй о возрастании входят несколько притчей Иисуса и сотворенных Им чудес. К притчам, в которых присутствует тема возрастания, относятся притча о сеятеле и семени с получением впечатляющего стократного урожая (От Матфея 13:3-8), о горчичном зерне, выросшем в гигантское дерево, в ветвях которого вили гнезда птицы (От Матфея 13:31-32; От Марка 4:30-32; От Луки 13:18-19), о закваске, когда небольшого количества дрожжей хватило для закваски трех мер муки (От Матфея 13:33; От Луки 13:20-21) и притча о талантах, в которой двое слуг удвоили деньги своего господина благодаря умелому их вложению (От Матфея 25:14-17). Притчу о талантах Иисус завершает словами: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится» (От Матфея 25:29). Притчи о Царстве тоже по сути представляют собой рассказы о возрастании.

Той же схеме следуют и некоторые чудеса Иисуса. В одном случае Он умножил пять ячменных хлебов и две рыбки до количества, которого хватило на пять тысяч человек, и еще осталось двенадцать коробов (От Иоанна 6:5-13). В другом случае семи хлебов и нескольких рыбок оказалось достаточно, чтобы накормить четыре тысячи человек, и осталось семь корзин (От Марка 8:1-9). Эти рассказы напоминают нам о необычайной щедрости Иисуса и о Его божественной власти над природой. На вопрос Андрея, как пятью хлебами и двумя рыбками можно накормить пять тысяч человек: «Что это для такого множества?» (От Иоанна 6:9) – ответ дает само содержание рассказа: Бог всегда обеспечивает с избытком.

Тема возрастания присутствует и в новозаветных посланиях, где процесс освящения показан как рост и приумножение. Читаем, в частности, о необходимости «возрастать во спасение» (1-е Петра 2:2) и «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2-е Петра 3:18). Или: «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (К Ефесянам 4:15). Освященная жизнь – это жизнь «возрастания в познании Бога» (К Колоссянам 1:10). Автор Послания к римлянам в качестве примера приводит Авраама, который «пребыл тверд в вере», в течение двадцати пяти лет ожидая рождения обещанного сына (К Римлянам 4:20). К этому можно добавить известный отрывок (К Римлянам 5:3-5) с перечислением добродетелей, развивающихся в результате страданий, – процесс становления христианского характера, в котором одна добродетель влечет за собой другую. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда,...» В параллельном отрывке (2-е Петра 1:5-8) показаны добродетели, которые верующий должен прибавлять к вере с конечным результатом их «умножения». Короче говоря, жизнь веры есть великий процесс возрастания, в котором благодать умножает благодарность (2-е Коринфянам 4:15), в котором Бог предоставляет возможности для умножения плодов праведности (2-е Коринфянам 9:10) и в котором вера и любовь постоянно умножаются (К Филиппийцам 4:17; 1-е Фессалоникийцам 3:12; 2-е Фессалоникийцам 1:3).

См. также: ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО, ДРОЖЖИ, СЕМЯ, СЕЯНИЕ, ЧИСЛА В БИБЛИИ.