ВОЗДЕРЖАНИЕ, ВЫДЕРЖКА, СДЕРЖАННОСТЬ (SELF-CONTROL) Словарь библейских образов

Воздержание – одна из немногих характеристик благочестивого человека, которая не связывается напрямую с образом Бога, хотя и фигурирует как один из плодов Духа (см. СВЯТОЙ ДУХ) в К Галатам 5:23, где дается понять, что это качество исходит от Бога. Невоздержанность – естественная черта падшего человека; мы видим это на примере только что освобожденного народа Израиля, когда он, предоставленный самому себе, в то время как Моисей встречался с Богом на горе Синай, быстро обратился к идолопоклонству (см. ИДОЛЫ) и его необузданность привела его к посрамлению перед врагами (Исход 32:25). Этой склонностью объясняются неоднократные предупреждения о недопустимости терять выдержку и призывы проявлять самообладание (1-е Коринфянам 7:5; 1-е Фессалоникийцам 5:4-7; 2-е Тимофею 3:2-4).

Воздержание ведет к святости или праведности (Деяния 24:25; 2-е Петра 1:5-6; 1-е Фессалоникийцам 5:6,8; 2-е Тимофею 1:7; К Титу 2:12), и оно имеет настолько важное значение для христианина, что сдержанность требуется от всякого, кто хочет занять место руководителя в церкви или наставника других людей (1-е Тимофею 3:2; К Титу 1:8; 2:2, 5–6; см. РУКОВОДСТВО). Проявление выдержки Иаков сравнивает с обузданием животного: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их» (Иакова 3:2-3) . Павел относится к этому вопросу настолько серьезно, что пишет: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1-е Коринфянам 9:27). Он также пишет: А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам... Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (К Ефесянам 5:3-19). Различие между воздержанием и невоздержанием совершенно ясно. Воздержание свято и угодно Богу.

Примером выдержки в Ветхом Завете, несомненно, служит Иосиф. Несмотря на настойчивые попытки обольщения со стороны жены Потифара, Иосиф отказался лечь с ней в постель. «Господин мой... не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему, – сказал он, – как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Бытие 39:8-9). Он знал опасность греха и проявил такую верность, что даже выбежал от нее, оставив свою одежду в ее руках (Бытие 39:12).

С другой стороны, молодой человек в Притчи 7 как будто бы не имел никакого представления о воздержанности или о последствиях невоздержанности. В Притчи 7:22-23 читаем: «Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее» (курсив наш; см. ЛОВУШКА). Выдержка теряется в момент порыва и страсти, и цена такой утраты огромна.

См. также: ГРЕХ, ИСКУСИТЕЛЬ, ОБОЛЬЩЕНИЕ, ПОСТ, СВЯТОСТЬ, ЯЗЫК.