ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (RAGS TO RICHES) Словарь библейских образов

Истории «возвышения» заключаются в изменении общественного положения от безвестности и даже нищеты до состояния общественной значимости и благоденствия. Наиболее ясными библейскими примерами служат два ветхозаветных рассказа, вдовая пришелица Руфь из ненавистного в израильском обществе моавитянского племени вышла замуж за преуспевающего земледельца и не только стала членом еврейского общества, но и заняла место в мессианском родословии. Сирота из подневольного и живущего в плену народа Есфирь вышла замуж за персидского царя.

В ряде случаев с мотивом возвышения сливается библейский мотив предпочтения младшего брата старшему. Давид был настолько незаметным, что в последний момент для помазания на царство его пришлось искать в поле, где он пас овец (1-я Царств 16:1-13). В рассказе о Давиде и Голиафе Давид тоже появляется на поле боя как посторонний (1-я Царств 17:26) и презренный младший брат (1-я Царств 17:28-29), а уходит с него национальным героем, получившим в жены дочь царя.

История Иова тоже строится на теме возвышения. Сначала Иов лишился всего состояния, а в конце оно удвоилось. Этому мотиву придается духовное измерение в ветхозаветных пророческих книгах, где пророки предсказывают грядущую национальную катастрофу и связанное с ней бесчестие, но почти всегда заканчивают видением обильного восстановления. Ярким выражением мотива возвышения служит притча о блудном сыне в Новом Завете, в которой, по всей видимости, подразумевается возвращение порабощенного и истощенного Израиля к своему Богу.

См. также: БЕДНОСТЬ, БЛАГОДЕНСТВИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.