ВНУТРЕННЕЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ ВНУТРИ (INNER, INSIDE, WITHIN) Словарь библейских образов

В современных переводах Библии слова, обозначающие пребывание внутри кого-то или чего-то, встречаются чуть меньше трехсот раз. В некоторых случаях речь идет просто о физическом или пространственном расположении, но даже там присутствуют символические оттенки, соотносящиеся со святостью или с духовным и психологическим началом в отличие от физического и внешнего.

В центре одной группы образов стоит физическое тело, в особенности животных, использовавшихся в ветхозаветных жертвоприношениях. Основным средоточием таких образов служит Книга Левит. В другой, менее значительной, группе упор делается на определении центра власти или влияния. Так, чтобы предстать перед царем, обычно необходимо попасть во «внутренний двор» дворца (Есфирь 4:11; 5:1). Но основная группа образов связана со святым пространством, окружающим богослужение в скинии и храме. В этом смысле упоминания о храме содержатся не только в 3 и 4Царств и в книгах Паралипоменон, но и в развернутом видении поклонения в восстановленном храме у Иезекииля. К этому можно добавить выразительный образ Христа, входящего «во внутреннейшее за завесу» (К Евреям 6:19).

В образах поклонения внутреннее пространство означает святое пространство – святое место, отделенное для особых священнодействий и от обычных людей и мирской жизни. Во многих из этих пространственных образов подразумевается противопоставление внутреннего внешнему, в котором первое всякий раз служит обозначением более высокой ценности и святости. Ни одна другая архитектурная особенность скинии и храма не служит, пожалуй, таким ярким символом их духовного значения.

В еще одной группе пространственных образов нахождение внутри связывается с чем-то тайным или скрытым, но в данном случае святость обычно не подразумевается. Слуги Еглона не смели потревожить царя, полагая, что он пошел «по нужде во внутреннюю комнату», то есть в туалет (Книга Судей 3:24). Во время сражений цари и военачальники при возникновении опасности пытались прятаться во внутренних комнатах (3-я Царств 20:30; 22:25), а в положительном смысле будущий царь мог быть тайно помазан во внутренней комнате (4-я Царств 9:2-3). Положительный смысл заложен и в заповеди Иисуса избегать показных молитв в общественных местах: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (От Матфея 6:6).

В следующем важном образе отражается внутренняя психологическая и духовная сущность человека, причем обычно подразумевается ее отличие (и даже противоположность) по сравнению с внешним человеком и его поведением, открытым для всеобщего обозрения. Учитывая лирический жанр псалмов, есть основания ожидать присутствия в них этой темы, и она действительно присутствует, но не с использованием слова «внутренний» (оно встречается только в NIV), а с помощью предлога «в». Мы видим упоминания о человеке, в котором сердце тает, как воск (Псалтирь 21:15), или воспламеняется (Псалтирь 38:4), и о Божьем законе, который «у меня в сердце» (39:9). В Псалтирь 4142 (представляющих собой единое целое) псалмопевец говорит об изменениях в своей душе, унывающей «в» нем (Псалтирь 41:6-7,12; 42:5). В других местах выражается целая гамма чувств, которые псалмопевец носит «в» себе: ужас (Псалтирь 54:5), скорбь (Псалтирь 93:19), рана в сердце (Псалтирь 108:22), успокоение души (Псалтирь 130:2), изнеможение духа (Псалтирь 141:3-4). Особенно показателен Псалтирь 102, псалом хвалы, в котором псалмопевец обращается к своему сокровенному «я» для прославления Бога: «Вся внутренность моя, возноси хвалу святому имени Его» (Псалтирь 102:1).

Классический лирический отрывок – Псалтирь 50, в котором выражается раскаяние Давида в совершенном грехе. В большинстве псалмов плача жалобы касаются внешних врагов, в этом же случае враг внутренний и духовный – грех и вина. Соответственно вся символика псалма имеет внутреннюю направленность. Предпосылкой псалма служит заявление, что Бог желает «истины в сердце» (Псалтирь 50:8). Исходя из этой внутренней направленности, псалмопевец молит Бога очистить его от духовного осквернения и явить мудрость «внутрь меня» (Псалтирь 50:8), сотворить в нем чистое сердце (Псалтирь 50:12) и «дух правый обновить внутри меня» (Псалтирь 50:8). В этом достаточно революционном псалме духовную и внутреннюю окраску принимает даже тема жертвоприношений: «К всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный» (Псалтирь 50:18-19).

Метафорические образы внутреннего духовного состояния встречаются не только в псалмах. В своем послании Петр ставит в пример украшение «сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1-е Петра 3:4), противопоставляя его нелепым материальным украшениям. Иисус обличает фарисеев, принимающих благочестивый внешний вид, подобно «окрашенным гробам», тогда как внутри они полны нечистоты (От Матфея 23:27; ср. От Матфея 23:25-26; От Луки 11:39-41). Иисус дает принципиальные разъяснения по этому вопросу: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить человека... исходящее из человека оскверняет его... Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (От Марка 7:18-23).

В этих образах состояние внутреннего человека служит выражением духовной сущности личности. Такое понимание лежит в основе заявления Павла, что «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2-е Коринфянам 4:16). Или: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (К Ефесянам 3:16-17).

Дополнительный мотив выражается в образе пребывания верующего в Боге или во Христе. Показательный отрывок – К Колоссянам 3:3: «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Эта же мысль подчеркивается в примерно сотне случаев использования слов «в Господе» и «во Христе».

Библейская символика пребывания чего-то внутри, а не снаружи исходит из простого указания на физическое расположение, но приводит к демонстрации глубоко духовных понятий. Суть библейской веры нашла выражение в словах Господа Самуилу при помазании юного Давида царем: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1-я Царств 16:7).

См. также: ВНЕШНЕЕ, СВЯТОЕ МЕСТО, СЕРДЦЕ, СКРЫТОЕ.