ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ (AUTHORITY, DIVINE AND ANGELIC) Словарь библейских образов

При рассмотрении вопроса о власти имеет смысл проводить различие между библейскими образами власти, относящимися к небесной, или духовной, сфере и к человеческой сфере. В библейской схеме мироздания вся власть исходит от Бога. И в рамках небесной, или духовной, сферы часть властных полномочий передана ангелам. Однако бунт оказал вредное влияние даже на духовный порядок, поэтому следует различать действие «добрых» и «злых» (или бесовских) ангельских сил.

Божественная власть. Библейские образы власти показывают, что Бог Израиля, раскрывшийся в Иисусе, есть единственный истинный Бог. Лжебоги, подобные Ваалу или Мамону, обладают большой властью, но они – незаконные узурпаторы. Подлинное значение Мамона, например, символизируется образами наготы и нищеты якобы богатых лаодикийцев в сравнении с белой одеждой и очищенным огнем золотом, которые дает Бог (Откровение 3:17-18).

Образ четырех всадников (Откровение 6:1-8) служит иллюстрацией различия между силой и властью. Силы войны, экономического упадка и смерти, символизируемые рыжим, вороным и бледным конями, оказывают влияние на ход исторических событий, но не обладают верховной властью. В итоге возвращается только Христос, всадник на белом коне, под именем «Царя царей и Господа господствующих» (Откровение 19:11-16; ср. 17:14; Даниил 2:47; 1-е Тимофею 6:15).

Полновластный Царь. В обоих Заветах божественная власть чаще всего выражается в образе царского достоинства Бога. Израильтяне получили предупреждение, что земные цари будут преследовать экономические, политические и военные интересы и уводить их от служения Небесному Царю, по праву требующему послушания, так как именно Он вывел их из Египта (1-я Царств 8:7-18). Символы царского достоинства, такие как престол и скипетр, также служат доказательством власти Бога судить и управлять (Псалтирь 9:8; 44:7; 46:9; Исаия 6; Иезекииль 1; К Евреям 1:8; Откровение 45; Откровение 7).

Особенно ярко божественная власть изображена в видении Даниила. Всевластие Бога подчеркивается титулом «Ветхий днями», а на Его почтенный возраст, символизировавший в древности авторитет и уважение, указывают волосы, белые, «как чистая волна» (Даниил 7:9). Грозная картина Его престола с колесами, пылающего пламенем и извергающего реку огня, дополняется мириадами окружающих Его служителей. Он обладает властью над земными империями и удаляет со сцены чудовищного четвертого зверя. Затем «как бы Сын человеческий» получает от Него «власть, славу и царство», поклонение всех народов и «владычество вечное, которое не прейдет» (Даниил 7:13-14). Эта картина верховной небесной власти будет оставаться непревзойденной до тех пор, пока провидец Иоанн не раскроет видение небесного тронного зала в Откровение 4 и Откровение 5. Эти образы представляют собой древний рукописный аналог современных фильмов-эпопей с использованием эффектных приемов и с участием множества исполнителей. Они поражали воображение читателей и побуждали их присоединиться к поклонению Тому, Кто обладает властью в космическом масштабе.

Символы полновластия присутствуют также в образе Сына. В результате воплощения и послушания даже до смерти крестной Христос был «превознесен» и получил титул Господа. Это «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (К Филиппийцам 2:9-11). Мысль о всеобъемлемости Его власти выражена также в 1-е Коринфянам 15:24-28, где показано, что власть Христа распространяется на духовные силы, которые Он подчиняет Себе: «Потому что [Бог] все покорил под ноги Его» (1-е Коринфянам 15:27). Но эсхатологическая власть Христа основывается на Его изначальной власти: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (К Колоссянам 1:16).

Он есть образ Небесного Отца, Чья власть основывается на факте, что Он – Бог Творец, принимающий также активное участие в искуплении Своего творения. Бог в Библии – не какое-то отвлеченное божество деизма, Он прилагает усилия для сохранения творения. В образах Его творческой и искупительной работы в полной мере раскрывается Его всевластие. Господь заявил: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим». Препирательство с Богом подобно спору глины с горшечником или вопросу ребенка, зачем родители произвели его на свет (Исаия 45:9-13). Равным образом, образ Иисуса как «начальника и совершителя веры» показывает Его власть над верой, поскольку именно Он является ее источником (К Евреям 12:2).

Властное слово. Самым всеобъемлющим образом Божьей власти является, пожалуй, «слово Божье». Творение возникло по слову Божьему (Бытие 1); исторические события, прежде чем они происходят, возвещаются Богом (Исаия 42:9). Слово, исходящее от Бога, всегда действенно (Исаия 55).

В Новом Завете непререкаемость слова Божьего показывается на примерах исполнения пророчеств в жизни Иисуса. Сами пророки являют собой образы олицетворяемой ими Божьей власти, ибо заявляют: «Так говорит Господь». И доносимое ими слово, исходящее из уст Бога, определяет ход исторических событий и приводит их в исполнение.

Иисус заявил о собственной божественной власти, основанной на этом пророческом образе. В евангелиях не раз повторяются Его слова: «Истинно говорю вам», выходящие за рамки заявлений пророков и выражающие власть, принадлежащую Ему Самому как живому Слову. Он учил как власть имеющий, а «не как книжники» (От Марка 1:22). Исцеления и изгнания бесов тоже служили образом, демонстрирующим власть Иисуса. Когда религиозные лидеры выразили протест, заявив, что Он богохульствует, прощая грехи, Иисус приказал расслабленному встать, и тот встал (От Марка 2:1-12). Люди убедились в истинности Его власти, когда нечистые духи подчинились Его повелению выйти вон (От Луки 4:36; От Марка 1:27). А когда Он приказал бурному морю «умолкнуть», во властности Его слова отразилось могущество Божьего слова, подчиняющего себе силы хаоса (От Марка 4:39; ср. Иов 26:12; Псалтирь 64:8; 88:10). Во время знаменитой сцены в храме (От Марка 11:15-17) Он предопределил грядущее разрушение храма, а затем заявил, что Он есть краеугольный камень нового храма (От Марка 12:10-11; ср. 14:58). Отношение Иисуса к храму, средоточию святого пространства Израиля и месту соединения неба и земли, свидетельствует о Его власти над всем, что есть святого в Израиле.

Образ господина и авторитетности его слова использовался сотником в Капернауме, попросившим Иисуса исцелить его слугу (От Матфея 8:5-13). Сам титул и стоящая за ним мысль о господстве служат доказательством власти Христа (особенно в выражении «Господь господствующих», как отмечалось выше). В иудейском Писании слово adonai («Господь») редко используется применительно к Богу само по себе, а обычно дополняется именем собственным Бога (Yahweh) для придания идеи о владычестве. В сочетании с «Саваоф» («воинства») имя Яхве, обычно переводимое как «Господь», выражает идею о власти Бога над различными реалиями, например, звездами (Исаия 40:26; 45:12). В данном случае мы имеем дело с символикой, связанной с Яхве как с Небесным Воителем. По Его повелению сражаются звезды с путей своих (Книга Судей 5:20). И когда Господь говорит о полчищах саранчи, вторгающихся в Израиль как Его «войско», в этом образе также имеется в виду Его верховное руководство (Иоиль 1:4-7; 2:1–11, 25). Народ Израиля назван «ополчением Господним», и в показанной в Исход 12:41 картине его выхода из Египта подразумевается власть Бога над Египтом, фараоном и богами этой великой сверхдержавы. Полновластие над Израилем Иеремия подчеркивает использованием свыше тридцати раз образа «Господа Саваофа, Бога Израилева».

Значение слова «воинства» во многих случаях не вполне ясно. Захария неоднократно использует его в связи с посещением ангела, раскрывшего Божий план в отношении Иерусалима, так что этот образ может выражать Божью власть как над воинством небесным, так и над историей Израиля. В Псалтирь 102 упоминание о «воинствах Его» помещено между стихами об ангелах, «повинующихся гласу слова Его», и о «делах Его во всех местах владычества Его» (Псалтирь 102:20-22), а в Псалтирь 148 образ «воинства» показан в ряду с ангелами, солнцем, луной и звездами (Псалтирь 148:2-3). Все эти образы имеют большое значение, так как титул «Господь Саваоф» («Господь воинств») употребляется сотни раз для выражения мысли о власти Бога над всем, что только можно себе представить (см. особенно книги Исаии, Иеремии, Аггея и Захарии). В Малахии слова «говорит Господь Саваоф» используются свыше двадцати раз в сочетании с образом Божьего слова, управляющим всем Его воинством. Символами власти Бога служат многие Его имена. В Исаия 44:6 для подтверждения Его статуса единственного истинного Бога Он назван не только «Господом Саваофом», но также «Царем Израиля», «Искупителем», «первым и последним». В Исаия 48:12 мысль о «первом и последнем» связывается с Его властью над всем творением, а в Откровении этот образ выражает Его полновластие в истории (Откровение 1:8,10; 21:6; 22:13). В образе Отца подразумевается несколько значений, но, в первую очередь, он символизирует власть Бога, особенно в плане наказания своих детей, как это ясно показано в К Евреям 12:7-12.

В Псалтирь 28 для вознесения Господу «славы имени Его» соединяются несколько образов. Вкупе эти слова, сочетание понятий «славы» и «силы», а также все содержание псалма подразумевают, что слава сама по себе есть образ божественной власти. В повторяющемся семь раз обороте «глас Господа» выражается идея о всемогуществе Бога Творца и об избавлении Израиля. В завершающей части этого поэтического отрывка показывается образ Бога, восседающего как Царь на престоле над первобытным потопом, то есть изображается картина Его власти над природой и историей.

Ангельская власть. Власть, которой обладают добрые ангелы, вручена им законным образом, и их посещения нашего мира сопровождаются сиянием «славы Господней» (От Луки 2:9). В К Евреям 9:5 подчеркивается, что ангелы являются представителями Божьей власти, так как над ковчегом завета располагались «херувимы славы» (ср. 2-я Царств 6:2). Также и серафимы в Исаия 6:2 провозглашают верховную власть «Господа Саваофа», славой Которого наполнена вся земля. Ангелы сами по себе служат олицетворением Божьей власти, но помимо этого в их распоряжении часто находятся еще более наглядные символы, такие как пламенный меч херувима у ворот в Едемский сад (Бытие 3:24), горящий уголь в руках серафима (Исаия 6:6-7) или трубы, печати и чаши, показанные в Откровении.

Бесовская власть. Узурпация власти силами зла показана в образе дракона (семь его голов символизируют «совершенную» власть; см. ЧУДОВИЩА), низверженного с неба во время войны с архангелом Михаилом и его ангелами (Откровение 12:3,79). Бог передал власть Сыну, а Сын – Святому Духу (От Иоанна 5:26-27; 16:7–15), и подражание сатаны Богу выражается в образах дракона, передающего власть первому зверю, и второго зверя, пользующегося правами первого зверя (Откровение 13:2-12). Образы «князя бесовского» (От Матфея 9:34; 12:24), «князя мира сего» (От Иоанна 12:31; 14:30; 16:11) и «князя, господствующего в воздухе» (К Ефесянам 2:2), показывают, что власть сатаны присвоена незаконно и что она ниже божественной власти Царя.

Для обозначения приспешников сатаны в Новом Завете используется несколько довольно неопределенных названий. В К Ефесянам 6:11-12 выразителями «козней диавольских» названы четыре категории действующих лиц – начальства (arche), власти (exousiai), мироправители тьмы и духи злобы поднебесные. Когда первые два термина используются в связи с земными понятиями, они явно означают правителей или должностных лиц (напр., К Титу 3:1), но в каком смысле их можно понимать в качестве сверхъестественных сил, использующих власть сатаны, не объясняется (1-е Коринфянам 15:24; К Римлянам 8:38; К Колоссянам 1:16; 2:10, 15; К Ефесянам 1:21; 3:10; 6:12). Другие образы – stoicheia («вещественные начала» или «стихии мира», К Галатам 4:3,9; К Колоссянам 2:8,20) и angeloi («ангелы», К Римлянам 8:38; 2-е Фессалоникийцам 1:7; 1-е Коринфянам 4:9; 6:3; 11:10; 13:1; К Галатам 3:19; К Колоссянам 2:18). Точный смысл этих терминов вызывает большие споры, однако ясно, что они служат выражением сверхъестественных сил зла, пользующихся разного рода властью. Не вызывает сомнений, что в конце времен все эти злые ангелы и власти покорятся Иисусу (От Матфея 28:18), сидящему одесную Бога (еще один образ власти, От Марка 14:62; 1-е Петра 3:22; 1-е Коринфянам 15:24). Победа верховной власти Бога показана в ярком образе низвержения дьявола и его креатур в озеро огненное и серное (Откровение 20:10).

См. также: АНГЕЛЫ, БЕСЫ, БОГ, ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, СОБРАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ, ЦАРСКИЙ ДВОР, ЦАРЬ.