ВИХРЬ (WHIRLWIND) Словарь библейских образов

Ветер – одна из наиболее могущественных сил природы. Хотя со временем людям удалось подчинить себе и использовать силу ветра, обычно образ мощного урагана напоминает нам о разрушениях, вызывает чувство беспомощности и даже страха. Поэтому неудивительно, что в Ветхом Завете образ сильного ветра используется для описания бедствий и неизбежного Божьего суда.

Еврейские слова, которые переводятся как «вихрь» (sáar, se'ara и supa) обычно обозначают сильный ветер (Псалтирь 54:9; Осия 8:7), подобный торнадо (Иеремия 23:19), который сопровождает штормы на море (Псалтирь 106:25,29; Иона 1:4,1113) или разрушительные грозы (Иов 27:20; Иезекииль 13:11,13). В некоторых случаях эти термины, особенно supa, вероятно, обозначают жаркий сирокко, который приходит из южных и восточных пустынь и дует в Израиле в начале или конце лета. Этот ветер приносит с собой невыносимую жару и сухость воздуха.

Пророки, много писавшие о суде, часто использовали вихрь как метафору. Они изображают Господа, грядущего в центре бури, чтобы сражаться со Своими врагами. Исаия объявляет, что Всевышний Господь нападет на Иерусалим (Исаия 29:6). Его явление будет сопровождаться «громом и землетрясением, и сильным гласом», а также «бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня». Эта теофания Небесного Воителя стереотипна, она встречается и в других местах Ветхого Завета (Наум 1:3; Захария 9:14). и в древней ближневосточной литературе. Например, ассирийский царь Ададнирари II хвалился: «Я набрасываюсь, как буйный ветер, я свирепствую, как прибой» (А. К. Grayson, Assyrian Royal Inscriptions, 2; sect. 418). Пророки описывают вихрь как один из инструментов суда Господа над грешниками (Иеремия 23:19; 30:23; Иезекииль 13:11,13; Амос 1:14; Захария 7:14), Его колесницы сравниваются с вихрем (Исаия 66:15). Быстро вращающиеся колеса колесниц могли поднять облако пыли, как при вихре или песчаной буре (см. Исаия 5:28; Иеремия 4:13). Вихрь Божьего суда вырывает правителей с корнем, как растения (Исаия 40:24), уносит враждебные народы, как солому (Исаия 17:13; 41:16).

Как и у пророков, в литературе мудрости в Ветхом Завете образ вихря или бури используется, когда речь заходит о судьбе грешников. Иов знал, что грешники обычно не выходят живыми из бедствий, мощный ветер уносит их, как солому или мусор (Иов 21:18; 27:20–21). Госпожа Премудрость предупреждает безумцев, что однажды посмеется над ними, когда несчастья унесут их прочь, как вихрь (Притчи 1:27). В том же духе звучит и одна из притчей Соломона: «Как проносится вихрь [бедствие], так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании» (Притчи 10:25).

См. также: БУРЯ, ВЕТЕР, ГРОМ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕОФАНИЯ.

Библиография:

R. В. Y. Scott, «Meteorological Phenomena ana Terminology in the Old Testament», ZAW 64 (1952) 11–25;

L. I. J. Stadelmann, The Hebrew Conception of the World (Rome: Biblical Institute Press, 1970) 105–109.

ВЛАДЕНИЕ. См. Собственность.