ВИНА (GUILT) Словарь библейских образов

Понятию вины, встречающемуся чаще в Ветхом, чем в Новом Завете, трудно дать однозначное определение, учитывая различные нюансы, которые оно принимает в Библии. На всем протяжении Писания проводится очень небольшое различие между понятиями вины, греха и наказания (Бытие 4:13; Исаия 6:7; 27:9; Иеремия 30:14-15; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Библейскими авторами вина понимается не столько как чувство, которое испытывает человек, сколько как состояние, к которому он приходит в результате нарушения божественного закона – вольного или невольного греха, совершенного против Бога или ближнего (Числа 5:5-6).

Категории вины. Понимание смысла вины в Библии постепенно видоизменяется. В ранних ветхозаветных рассказах выражается ярко выраженное представление о коллективной ответственности (Исход 20:5-6). Один человек может стать причиной виновности целой группы людей. В Левит 4:3, например, сказано, что согрешение священника «сделает виновным народ». Один-единственный человек может сделать виновными всех остальных членов общины (Бытие 26:10; Вт. 24:4). Позднее Иеремия предупреждал, что его убийство станет коллективной виной (Иеремия 26:15).

В том же духе реальной возможностью изображается вина по ассоциации. Израильтяне наставлялись обличать ближних, чтобы не стать виновными (Левит 19:17). Семья человека, даже не знающая о его грехе, все равно несла на себе его вину и вместе со своим скотом подлежала наказанию (Иисус Навин 6). Илий был признан виновным, поскольку не отвратил своих сыновей от греха (1-я Царств 3:13-14). В Ветхом Завете показана также возможность ненамеренной виновности, выразившаяся, например, в вопросе Герарского царя Аврааму: «Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех?» (Бытие 20:9). На случай совершения кем-то из народа ненамеренного греха (Моисею) были даны указания, как при этом надо поступать (Левит 4; см. также Левит 22:14; Вт. 19; 22:8).

В книгах пророков представлено иное понимание греха и вины. В них явственно выступает мысль о личной ответственности с упором на мотивацию и на внутреннее состояние духа (Исаия 1; 57:15; 58:1–12; Михей 6:8). У пророков подчеркивается понятие личного греха и личной вины (Иеремия 31:29-30).

В Новом Завете образ вины встречается реже, но в учении Иисуса он принимает более глубокий и даже более личный смысл. Подчеркивается внутренняя (сердечная) мотивация виновного (От Матфея 5:21-22), а степень вины рассматривается в свете личной мотивации и личного знания (От Луки 11:29-32; 12:47–48). Вина связывается с прощением греха как долга пред Богом (От Матфея 6:12; 18:21–35).

У состояния виновности серьезные последствия. Новозаветные авторы пишут, что вина заслуживает наказания (От Матфея 26:66; Иакова 2:10; 1-е Коринфянам 11:27). В понимании Павла вина принимает более всеобщий и еще более внутренний характер долга пред Богом как следствия греха: все виновны пред Богом (К Римлянам 1:18-3).

Образы вины. В свете важного значения общинной жизни в Библии вина изображается как личной (Вт. 24:16; Иезекииль 18:2-4), так и коллективной (Исход 20:5-6; Исаия 65:7). Разнообразие ее проявлений служит основанием для целого ряда выразительных образов. Распространенный образ – вина как кровавое позорное пятно. Дом Саула назван «кровожадным» за то, что он умертвил гаваонитян (2-я Царств 21:1). Об Иоаве, совершившем убийство в мирное время, Давид сказал, что он запятнал кровью свой бранный пояс и свою обувь (3-я Царств 2:5-6). Исаия сравнил вину с оскверненными кровью руками (Исаия 59:3; см. также Исаия 1:15-17), а символом грехов Божьего народа назвал багряный и красный цвета (Исаия 1:18). Позорное пятно вины такое стойкое, что его невозможно смыть содой и мылом (Иеремия 2:22).

Немало также образов вины, связанных с человеческим телом. Один из них – прелюбодеяние блудницы. В Иеремия 2:20-25 грех поклонения Ваалу Бог сравнивает с таким широко распространенным блудодейством. Согласно данному в Книге Левит закону, прикосновение к «нечистому» телу делает человека виновным (Левит 5:2).

Стыд и позор навлекает на себя человек, согрешающий против Бога (Иеремия 3:25). В день Господень виновные подвергнутся суду: «У всех на лицах будет стыд» (Иезекииль 7:18). Этот образ присутствует также в молитве Даниила, когда он признает, что чувство вины израильтян покрывает их лица стыдом (Даниил 9:7-8). Чувство вины псалмопевец описывает как довлеющее над всем существованием грешника (Псалтирь 39:13; 64:4), и яснее всего оно, пожалуй, выражено в образе «тяжелого бремени», которое слишком трудно нести (Псалтирь 37:5).

Освобождение от вины. С наказанием вина связывается уже в начале Библии (Бытие 4:11-15) и далее на всем протяжении Ветхого и Нового Заветов. Поскольку вина требует определенного наказания (Вт. 19:11–13, 21), необходимо принимать меры по ее удалению, чтобы избежать ее последствий. В Ветхом Завете предписывается приносить жертву за грех (Левит 4:1-5) и жертву повинности (Левит 5:14-6) для искупления, а в особых случаях требуется возмещение (Левит 6:1-7). Если человек грешит сознательно и пренебрегает необходимым искуплением греха: «слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.» (Числа 15:31).

Помимо ветхозаветной системы жертвоприношений и обрядов, предназначенных для очищения, есть и ряд других достойных внимания образов, касающихся удаления вины. Известный библейский образ – омовение грехов. Для вхождения в Божье присутствие Иаков наставляет верующих «очищать руки» (Иакова 4:8-10; ср. Исход 30:17-21). Спасение изображается как омовение (От Иоанна 13:8; 1-е Коринфянам 6:11; К Титу 3:5). Кроме того, распространенный новозаветный образ воды связан с крещением, а крещение, в свою очередь, символизирует спасение, когда вина снимается (Деяния 2:38; 22:16).

Вина удаляется также сжиганием вредных примесей. День Господень будет как «огонь расплавляющий», очищающий Его народ (Малахия 3:2; ср. Захария 13:9). В Исаия 4:4 действие этого очищающего огня распространяется на освобождение от вины. Очищение имеется также в виду в рассказе о поручении, возложенном Богом на Исаию. Горячий уголь коснулся его уст, и вина была удалена, а грех очищен (Исаия 6:7; ср. Левит 16:12).

Встречаются также образы покрытия вины. Блажен человек, «чьи грехи покрыты» (Псалтирь 31:1). Господь Сам покрывает грехи Своего народа (Псалтирь 84:3). Иов в достаточно загадочном отрывке говорит, что Бог покрыл его вину, запечатав ее «в свитке» (Иов 14:17 «в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою»). Наконец, кровь, связывавшаяся с позорным пятном вины, может также служить искуплением греха. Окропление кровью может очищать и освящать (Левит 14:6-7; 16:18–19; 1-е Петра 1:2). Более того, именно вера в Кровь Иисуса Христа служит конечным средством освобождения от вины, приносящим верующим полное и окончательное искупление (К Римлянам 3:23-25).

См. также: ГРЕХ, ГРЕШНИК, ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, КРОВЬ, МЫТЬЕ, ОЧИЩЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, СОКРЫТИЕ, ЧИСТОТА.