ВЕСЫ (SCALES) Словарь библейских образов

Уже на ранних этапах развития цивилизации весы использовались для измерения массы. Практически все коммерческие сделки заключались с использованием весов. Металлические чашки весов подвешивались на веревках, прикрепленных к концам трубчатой перекладины. Отвес располагался перед измерительной стойкой, и когда он занимал строго вертикальное положение, это указывало на равный вес предметов на двух чашках. В Откровение 6:5 ассоциирующиеся с торговлей весы в руке третьего всадника символизируют нормирование продуктов и голод.

Поскольку ручные весы можно было использовать для мошеннических махинаций, в Библии содержится множество предписаний, касающихся необходимости честно вести дела: «Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа [сосуд для сыпучих тел] верная и гин [кувшин для жидкости] верный» (Левит 19:36).

В Ветхом Завете Бог часто изображается в образе судьи с весами. Прославляя справедливость Бога в благодарственной молитве после рождения Самуила, Анна говорит: «Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (1-я Царств 2:3). В Притчи 16:2 Бог взвешивает побуждения людей, особенно лицемерных. Иов в отчаянии молит Бога о справедливой мере: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (Иов 6:2). Таким образом, Бог выступает в роли высшего распорядителя весов правосудия, оценивающего не только побуждения, но и поступки.

С другой стороны, нечестное использование весов изображается символом полного разложения людей. Израильтяне сурово осуждаются пророками за творимые ими несправедливости: обманывая при взвешивании и при этом лицемерно демонстрируя показную верность Богу, они говорят: «Когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота – чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами» (Амос 8:5; ср. Михей 6:11). Такая нечестность – не только обман покупателя, но и мерзость пред Господом (Притчи 11:1), сотворившим весы и весовые гири (Притчи 16:11). Иисус призывает слушателей судить о людях верно с завуалированной ссылкой на весы: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (От Матфея 7:2; ср. От Марка 4:24-25; От Луки 6:34-38).

Весы служат также символом Божьей силы и достижения совершенства в творении. При сотворении мира Бог измерил воды и небеса Своей рукой и «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Исаия 40:12). Он показан искусным мастером творения, распределяющим материалы и придающим им форму с взвешенной точностью. Но масштабы измерения огромны и превосходят любые мыслимые человеческие мерки. Благодаря Его величию и силе Израиль может не бояться врагов, ибо в глазах Господа они «считаются как пылинка на весах» (Исаия 40:15). Как прискорбно, что поклонение Богу, взвешивающему на весах весь мир, заменяется поклонением золотым идолам, которых можно взвесить на простых весах (Исаия 46:6)!

Самым известным, пожалуй, образом весов служит истолкование надписи на стене Валтасара (Даниил 5:25-30). В результате самонадеянной надменности Валтасара, осквернившего сосуды из Божьего храма и поклонявшегося лжебогам, его царство отошло к Дарию Мидянину. Бог взвесил Валтасара, великого мирового правителя, обладавшего необычайной силой и властью, на весах и нашел его «очень легким». Здесь мы видим образ Бога как справедливого судьи, умело управляющего делами мира и не только оценивающего помыслы и поступки, но и контролирующего судьбы людей.

Итак, весы связаны с образами правосудия, власти и оценки. Но, в отличие от современных образов «слепого» правосудия, Бог видит все: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:25).

См. также: СПРАВЕДЛИВОСТЬ.