ВЕРА (FAITH) Словарь библейских образов

Образы веры в Библии встречаются редко. Отчасти это объясняется тем, что вера играет роль проводника или орудия. Сама по себе вера – ничто, однако спасительная вера приводит к Иисусу Христу и ко всему, что Он предлагает (От Иоанна 11:25-26; 14:1; Деяния 16:31; 1-е Иоанна 3:23). Человек оправдывается верой (К Римлянам 3:28; К Галатам 2:16; 3:8, 24) и получает праведность во Христе чрез веру (К Римлянам 3:22; К Филиппийцам 3:9). Верующие также освящаются (Деяния 15:9; 26:18) и усыновляются (К Галатам 3:26) верой. Еще одна причина, по которой образ веры в Библии используется редко, заключается в том, что проявлять веру могут только люди. В мире природы, из которого авторы черпали вдохновение для создания большинства библейских образов, нет ничего, что могло бы служить аналогом веры.

В Библии, быть может, мало образов веры, но вполне достаточно примеров упования и выражения доверия. Вера – это образ жизни праведного, «живущего верой» (Аввакум 2:4; К Римлянам 1:17; 2-е Коринфянам 5:7; К Галатам 2:20; 3:11). Квинтэссенция веры находит выражение в Аврааме (К Галатам 3:9). Доверие Божьему слову, повлекшее за собой (по большому счету) заключение завета (Бытие 17), благовествование (К Галатам 3:8), понимание значения неба (К Евреям 11:10), рождение обещанного ребенка (К Евреям 11:11) и воскресение (К Евреям 11:19), Бог «вменил ему в праведность» (Бытие 15:6; ср. К Римлянам 4:3-12). Псалмопевец вновь и вновь заявляет, что он уповает «на Господа» (напр., Псалтирь 30:7; 54:24), а не на своих коней и не на колесницы (Псалтирь 19:8; ср. Исаия 31:1), не на свой лук (Псалтирь 43:7), не на свое богатство (Псалтирь 48:7; ср. Иеремия 48:7), не на себя самого (Псалтирь 48:14) и не на своих князей (Псалтирь 117:9).

Автор Послания к евреям предлагает вниманию исчерпывающий список героев и героинь веры, но даже ему недостало времени, чтобы упомянуть обо всех (К Евреям 11:32). Жизнь этих мужчин и женщин показывает, что вера есть непоколебимая уверенность в том, что Бог совершит все обещанное, даже прежде того, как появятся видимые свидетельства содеянного Им. Иными словами, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (К Евреям 11:1; ср. К Евреям 11:13; 1-е Петра 1:8). Для Иоанна и Фомы увидеть значило уверовать (От Иоанна 20:8,2728), но всем верующим после вознесения Иисуса Христа верить надо в то, что они не видят (От Иоанна 20:29): «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2-е Коринфянам 5:7).

Возможности веры показывает жизнь верующих. В Ветхом Завете благодаря вере Авель принес жертву лучшую (К Евреям 11:4), Ной построил ковчег (К Евреям 11:7), Авраам следовал за Богом на жизненном пути (К Евреям 11:8), Моисей терпел страдания ради Христа (К Евреям 11:26), дети Израиля перешли через глубокие воды (К Евреям 11:29) и так далее. В Новом Завете вера позволила даже ученику ходить по воде (От Матфея 14:22-36). Поистине, «все возможно верующему» (От Марка 9:23). Вера производит добрые дела (Иакова 2:14-26; К Филиппийцам 2:17; 1-е Фессалоникийцам 1:3).

Можно ли сказать, что вера была у любого библейского героя? Да, поскольку вера в Бога – отличительная черта христианина (От Иоанна 6:29). Автор Послания к евреям заявляет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (К Евреям 11:6). Спасение благодаря упованию на Господа получила даже такая забытая фигура, как Авимелех (Иеремия 38:7-13; 39:15–18).

Вера иногда оценивается в количественных категориях. Иисус похвалил сотника за его большую веру (От Луки 7:9; ср. От Матфея 15:28). С другой стороны, Он упрекал учеников за малую веру (От Матфея 6:30; 8:26; 14:31) или вообще за ее отсутствие (От Марка 4:40). Иисус задавался вопросом, найдет ли Он веру, когда вернется на землю (От Луки 18:8). Хотя вера может быть слабой (напр., К Римлянам 14:1), всегда есть возможность для ее роста (От Луки 17:5; 2-е Коринфянам 10:15; 2-е Фессалоникийцам 1:3).

Вера – сильнодействующее лекарство даже в малых дозах. Это объясняется не силой веры самой по себе, а силой Бога, в Которого веруют. Иисус сказал ученикам, что, если у них будет вера с горчичное зерно, они смогут передвигать горы или, по крайней мере, смоковницы (От Луки 17:6). По-истине, «ничего не будет невозможного» для ученика, имеющего веру с горчичное зерно (От Матфея 17:20), хотя оно самое маленькое из всех семян (От Марка 4:31).

Чему подобна вера? Она как открытая дверь для общения с Богом (Деяния 14:27). Она как щит, защищающий Божьих воинов, когда они подвергаются духовной атаке (К Ефесянам 6:16; ср. 1-е Фессалоникийцам 5:8; 1-е Петра 1:5). За веру можно подвизаться (1-е Тимофею 6:12; Иуды 1:3), твердо держаться (1-е Тимофею 1:19 {«имея веру»}; К Евреям 4:14), и, самое главное, о ней можно свидетельствовать (К Филимону 1:6). Веру можно сравнить также с плывущим кораблем, коль скоро она может потерпеть кораблекрушение (1-е Тимофею 1:19). Но истинный верующий сохраняет веру (2-е Тимофею 4:7). «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках...» (К Евреям 11:32).

См. также: АВРААМ, ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО.