ВЕНИАМИН (BENJAMIN) Словарь библейских образов

Имя Вениамин означает «сын десницы моей». Это уже само по себе указывает на роль Вениамина в библейском рассказе: он был любимым сыном плодовитого патриарха Иакова, родившимся у него последним и от любимой жены Рахили (умершей при родах Вениамина).

Когда Иосиф, самый любимый сын Иакова, был продан в рабство и считался умершим, Вениамин стал как бы его заменой. Иаков сказал, что смерть Вениамина сведет «седину мою с печалию во гроб», то есть те же самые слова, что и об Иосифе (Бытие 42:38). Вениамин отправился в Египет с караваном, как в свое время Иосиф (Бытие 43:15), он встретил такой же благожелательный прием, как и Иосиф (Бытие 43:34), и в конечном счете отношение братьев к Иосифу раскрылось в их отношении к Вениамину. В полном соответствии со своим положением двойника, Вениамин ведет себя совершенно пассивно, не говоря ни слова.

Будучи последним ребенком, Вениамин служит также олицетворением полноты семьи в Бытии. Но как только он родился и семья окончательно сформировалась, она сразу же начала распадаться со смертью его матери (Бытие 35:16-20), за которой последовала продажа в рабство Иосифа. Но и здесь Вениамин стал олицетворением воссоединения семьи благодаря той роли, которую он сыграл в примирении Иосифа со своими братьями.

В Книге Судей роль колена Вениаминова показана совершенно иной по сравнению с пассивным и положительным поведением самого человека в Бытии. Потомки «сына десницы» (ср. Бытие 35:18) стали активными и агрессивными воинами-левшами. Вениамин не выступает больше в качестве дублера Иосифа, теперь он противостаит Иуде. Первым судьей был Гофониил из колена Иуды (Книга Судей 3:9-10). Однако вторым стал левша и обманщик Аод из колена Вениамина, о котором не сказано, что на нем был Дух Господень (Книга Судей 3:12-30). Затем гостеприимство иудейского отца наложницы левита противопоставляется негостеприимному приему, оказанному в Гиве, городе колена Вениаминова (Книга Судей 19:4-9; 15–21). Изнасилование наложницы левита сделало Вениаминов город еще одним Содомом (Книга Судей 19:22-24), однако расчленение ее тела на двенадцать частей, дабы побудить колена к отмщению этого зверства, выглядит совершенно гротескным и двусмысленным деянием (Книга Судей 19:29). Внешне народ стремился к объединению, но, по сути, он раскалывался. Противостояние стало еще более очевидным, когда колено Вениамина выступило на защиту Гивы, а Иудея возглавила поход против этого города (Книга Судей 20:12-13,18). Гива в конце концов была взята благодаря устроенной засаде, и в этом читатель видит напоминание об использовании такого же военного приема во время завоевания земли, то есть колено Вениамина стало показателем изменения поведения народа в худшую сторону (Книга Судей 20:29-47; ср. Иисус Навин 8:4-25). К концу Книги Судей брат, когда-то воссоединивший семью, стал источником ее разложения.

В 1Царств зловещим предзнаменованием послужило избрание первым царем Саула из Гивы. Первоначальный акцент на принадлежность к «меньшему колену» как будто бы подразумевал преемственность с положительным «младшим братом» из Книги Бытие (1-я Царств 9:21). Однако когда Саул рассек на части пару волов, чтобы призвать народ на войну, читателю становится ясно, что он – не любимый брат из Бытия, а воинственный раскольник Вениамин из Книги Судей. Образ Вениамина как символа раскола в народе нашел свое продолжение в таких людях, как Савей и Семей (2-я Царств 16:5-7; 20:1). Вместе с тем, двусмысленность образа Вениамина показана в факте, что к Давиду, когда он скрывался от Саула, присоединились шестьсот вениамитян, которые, что характерно, могли бросать камни как правой, так и левой рукой (1-я Паралипоменон 12:1-2). Возможно, именно на это наследие ссылается Павел, когда гордо заявляет филиппийцам, что он из «колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (К Филиппийцам 3:5).

Во времена разделенного царства колено Вениамина часто ассоциировалось с Иудеей (см. напр., 3-я Царств 12:21). Но к тому времени оно уже раскололось, и сама территория, на которой воевали Иудея и Израиль (3-я Царств 15:16-22), примыкала на юге (по его правую руку) к Иерусалиму (изначально принадлежавшему Вениамину, ср. Книга Судей 1:21) с храмом Яхве, а на севере (по его левую руку) к Вефили (тоже изначально принадлежавшей Вениамину, ср. Иисус Навин 18:22) со святилищем одному из золотых тельцов. Были ли вениамитяне правшами или левшами? В любом случае этот младший брат вновь раскрыл сердце остальных братьев, которое теперь раскололось в соответствии с кажущимися противоречивыми благословениями Иакова и Моисея (Бытие 49:27; Вт. 32:12).

См. также: ПРАВАЯ СТОРОНА.

Библиография: J.Ackerman, «Joseph, Judah, and Jacob» /Literary Interpretation of Biblical Narratives (Nashville: Abingdon, 1982) 2:85–113;

L.Klein, The Triumph of Irony in the Book of Judges (Sheffield: JSOT Press, 1988) 161–192;

D.Steinmetz, From Father to Son (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1991) 120–127;

B. Webb, The Book of Judges (Sheffield: JSOT Press, 1987) 188–197.