ВАВИЛОН (BABYLON) Словарь библейских образов

Вавилон – один из мрачных образов Библии, присутствующий в ней начиная с ветхозаветных рассказов и кончая апокалиптическим видением в Откровении. Как и в случае с его столь же известным аналогом Ниневией, возникновение Вавилона связано с Нимродом, который «начал быть силен на земле» (Бытие 10:8-10). Сам по себе Вавилон показан в Библии как мощный город, который Бог часто использовал для сурового суда над другими народами (напр., Иеремия 21:2-10; 25:8–11). Вавилон выступал в роли Его скотовода, ведущего народы, как волов под ярмом (Исаия 47:6; Иеремия 27:1-12; 28:1–17), Его боевого молота, поражавшего их (Иеремия 51:20-23), золотой чаши гнева в Его руке, опьянявшей всю землю и приводившей ее в безумство (Иеремия 51:7; ср. Иеремия 25:15-38), содержателя зоопарка, охранявшего опасных иудейских львов (Иезекииль 19:9), любовника иудейской блудницы, совершившего ужасное воздаяние (Иезекииль 23:11-35), огня, зажженного под котлом Иерусалима, чтобы «сварить» в нем жителей во время осады и одновременно удалить из него нечистоту (Иезекииль 24:1-14), а также в роли захватчика Израиля, его мучителя, опустошителя и места его плена «Дочь Вавилона, опустошительница!»(Псалтирь 136:8).

Вавилон, который Бог использовал как инструмент Своего Промысла, тоже не избегал Его суда за нечестие, идолопоклонство и гордость, то есть за грехи, которыми жители этого региона стали отличаться очень рано (Бытие 11:1-9). Царь Вавилона изображается как бог неизраильского мифа, пожелавший взойти на гору богов и стать подобным Всевышнему (Исаия 14:12-14; ср. с Иеремия 51:53 и особенно с Даниил 35, где эта тема представлена в повествовательном ключе), как нежная и роскошная девица, не соблазненная и не покоренная ни одним народом (Исаия 47:1), как госпожа всех царств (Исаия 47:5), гордо и уверенно сидящая на престоле подобно богине (Исаия 47:7-11; ср. 45:5, 18, 21). Однако царь, пожелавший взойти на небо, был низвержен в ад (Исаия 14:13-15), молотобоец освобожден от исполнения обязанностей (Исаия 14:4-6), а тело, поверженное в битве, осталось позорно незахороненным (Исаия 14:18-20).

Царицу Вавилон, гордость халдеев, постигла участь Содома и Гоморры (Исаия 13:19; ср. Иеремия 51:39-40). Она сменила престол на прах, свою изнеженную жизнь на тяжелую необходимость молоть зерно, она лишилась покрывала и одеяний, символизировавших ее благородное достоинство (Исаия 47:1-3). Она познала родовые муки, ненадежное положение преследуемой серны или беззащитного стада, из которого легко можно украсть овец (Исаия 13:8,14; Иеремия 50:44-45). Она стала одновременно вдовой и матерью, лишившейся потомства (Исаия 47:8-9), опозоренной поведением детей и пораженной бесплодием (Иеремия 50:11-13), превратилась в затопленные водой пустынные развалины, в которых обитают дикие звери (Исаия 13:20-22; 14:23; Иеремия 51:37). Она стала врагом Бога, которого преследуют Его лучники (Иеремия 50:13-14,2930), полем, готовым для жатвы суда, гумном, ожидающим веятелей для отделения пшеницы от мякины (Иеремия 51:1-5,33), уподобилась львам, упоившимся вином и закланным во время сна, как овцы и козлы (Иеремия 51:38-40). Божий боевой молот разбит и сокрушен (Иеремия 50:23), губительная гора разрушена Богом (Иеремия 51:25-26), чудовище, пожиравшее Божий народ, вынуждено извергать его обратно (Иеремия 51:34,44). Уже в Ветхом Завете (ср. Исаия 13:1-22, особенно картина конечного суда в Исаия 13:9-13 и Исаия 14:3-23), и, безусловно, в Новом Завете (напр., 1-е Петра 5:13; ср. с 1-е Петра 1:1 и 1-е Петра 2:11) Вавилон показывается не как конкретная сила, а в более общем плане – как мирская сила, противостоящая Богу, как империя, где Божий народ живет в плену. Это особенно ясно видно в Книге Откровение, в значительной степени основывающейся на символике Ветхого Завета при изображении конца времен. В ней Вавилон показан матерью блудниц. Он сам представлен великой блудницей, упоенной кровью мучеников и побуждавшей других пить вино блудодеяния (Откровение 17:1-6), которую Бог заставил выпить двойную дозу суда из ее собственной чаши (Откровение 18:3-6). Она вела себя как высокомерная и самоуверенная царица всей земли, но неожиданно и бесповоротно была поражена мучениями, горестями и голодом (Откровение 17:15-18; 18:7–8), обнажена и разорена (Откровение 17:16), лишена всей своей прежней роскоши (Откровение 18:11-19). Она стала жилищем бесов и отвратительных птиц (Откровение 18:2). Символика в Откровении становится еще более яркой, благодаря сознательному противопоставлению ближе к концу книги Вавилона и нового Иерусалима, показанного невестой Христа (Откровение 19:6-9; 21:1–27).

См. также: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ, ГОРДОСТЬ, ГОРОД, ИЗГНАНИЕ, КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИ, КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ, КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ, ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ.