УТЕШЕНИЕ (COMFORT) Словарь библейских образов

В Библии выражается уверенность в возможности обретения подлинного и надежного утешения во Христе при жизненных невзгодах: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (От Матфея 5:4). Суть утешения заключается в его двустороннем характере: кто-то предлагает утешение, и кто-то получает его.

Образов утешения в Библии относительно немного, но есть достаточное число трогательных примеров. Утешение обычно предлагается при трауре по умершему, чаще всего родственнику. Так, Ревекка утешала Исаака после смерти его матери (Бытие 24:67), а Давид – Вирсавию после смерти их первенца (2-я Царств 12:24). Верность Руфи по отношению к Ноемини в ее печали была ярким проявлением родственной заботы, а утешение, которое Руфь, в свою очередь, получила от Вооза (Руфь 2:13), стало наградой за ее верность. Сила притчи о добром самарянине (От Луки 10:30-37) в значительной степени основывается на том, что помощь и утешение исходили извне, а не от привычного семейного и общинного окружения.

В Библии находит выражение и тема неутешности. В образе Рахили в Раме выражается мысль о тщетности утешений, ибо в своем горе она «плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иеремия 31:15; От Матфея 2:18). Пустые утешения служат признаком лжепророчества (Захария 10:2). Страдания пленных (Плач Иеремии 1) и жертв угнетения обостряются тем, что «утешителя у них нет» (Екклесиаст 4:1). В день земного суда общественный порядок разрушится, и утешения не смогут дать даже родственники (Иеремия 16:7). Более того, «добро», приносившее утешение в земной жизни, окажется ничем в сравнении с утешением, которое получает праведник в будущей жизни (От Луки 16:19-31).

Неумелые попытки утешения приносят, возможно, больше вреда, чем отсутствие утешения. Классический тому пример – «утешители» Иова. «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастиях, постигших его, и пошли каждый из своего места... и сошлись, чтоб идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов 2:11). Елифаз, Вилдад и Софар начали хорошо – они сидели с Иовом в сочувственном молчании семь дней и семь ночей. Но в конце концов эти так называемые утешители принесли Иову больше неприятностей, чем поддержки, и стали образцом того, как не надо помогать скорбящему. За свои ложные обвинения, банальные нотации и догматические несообразности они позднее заслужили упрек со стороны Иова: «Жалкие утешители все вы» (Иов 16:2).

Неспособность земных утешителей оказывать надежную помощь указывает на потребность в утешении, удовлетворить которую может только Бог. Он есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2-е Коринфянам 1:3; ср. К Филиппийцам 2:1). Бог как Добрый Пастырь успокаивает овец Своим жезлом и посохом (Псалтирь 22:4), показывает направление, защищает, спасает и даже наказывает. Божье утешение чаще всего изображается с помощью антропоморфических образов. По словам псалмопевца, находящийся в борениях верующий подобен «дитяти, отнятому от груди матери» (Псалтирь 130:2; ср. Исаия 66:13) и успокаивающемуся в руках Господа. Очищение от греха и восстановление пленных на Сионе доказывают правоту заявления Исаии, что «утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Исаия 49:13). Успокаивающее впечатление производит сама ритмика слов, открывающих тему об утешении в Книге Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Исаия 40:1; ср. Захария 1:13).

Утешение, которое предлагал воплощенный Иисус, показано на примере Его плача с Марией о смерти Лазаря (От Иоанна 11:33-36), но более всего – на примере возвращения Лазаря к жизни (От Иоанна 11:38-44). Милосердие Иисуса изливается в жизни верующих, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2-е Коринфянам 1:4-5).

В современных переводах проявляется тенденция переводить греческое слово раrakletos как «Наставник», однако не следует упускать из вида нюанс, заложенный в традиционном переводе – «Утешитель». Направляя учеников Христа ко всякой истине (От Иоанна 14:26) и пребывая с ними вовек (От Иоанна 14:16), Святой Дух успокаивает смущенные сердца (От Иоанна 14:1,27).

См. также: ПЛАЧ, СТРАДАНИЕ, ТРАУР.