УТЕРЯННОЕ И НАЙДЕННОЕ (LOST AND FOUND) Словарь библейских образов

Тема обретения в Библии подразделяется на две категории – на основной мотив обретения чего-то (предположительно нового) в процессе исканий и на менее многочисленную категорию обретения или восстановления чего-то утраченного. В литературе в целом образ утерянного и найденного – излюбленный сюжет народного творчества (с популярной темой возвращения потерявшегося члена семьи в комедийной литературе). Хотя конкретная терминология на эту тему встречается относительно редко, сам по себе сюжет утерянного и найденного как бы покрывает сводом всю Библию. В лице Адама род человеческий потерял Едемский сад, совершенство, незапятнанное общение с Богом, невинность и вечное блаженство. В лице Христа, второго Адама, он может обрести или вернуть все это.

Помимо множества упоминаний в обоих заветах о материальных предметах, библейский рассказ буквально пронизан несколькими важными образами утерянного и найденного. Самый очевидный из них – пастырский образ овцы. В Ветхом Завете псалмопевец говорит, что он «заблудился, как овца потерянная» (Псалтирь 118:176), а Иеремия пишет, что израильтяне потерялись, так как «пастыри» (духовные лидеры) совратили их с пути (Иеремия 50:6). Тема потерявшихся овец и их поиска начинается в Ветхом Завете, но лишь в Новом Завете их действительно находят. В Евангелии от Матфея Иисус провозглашает, что Он пришел, чтобы найти «погибших овец дома Израилева», и повелевает ученикам проводить служение среди «погибших овец» Израиля (От Матфея 10:6). В этих словах Иисуса выражается суть пастырских образов в библейской литературе.

Но классическим примером данного образа являются три притчи Иисуса в От Луки 15. В этих притчах, рассказанных в ответ на ропот фарисеев, которые были недовольны тем, что Иисус «принимает грешников и ест с ними», речь идет о заблудшей и спасенной овце, о нашедшей потерянную драхму женщине и о возвращении блудного сына. В притче о блудном сыне (важнейшей среди них) по возвращении сына из беспутных странствий отец сказал: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (От Луки 15:24). Проведя аналогию между смертью и пропажей, между новой жизнью и возвращением, Иисус довел метафорический смысл утерянного и найденного до кульминационного момента, приравняв эти понятия к духовной смерти и жизни. «Потеряться» значит духовно отделиться от Бога, «найтись» значит обрести надлежащую связь с Богом во Христе. Этот образ определяет наше понимание утерянного и найденного в Библии.

Еще одна важная группа образов утерянного и найденного выражается в многочисленных ссылках на утраченные и вновь обретенные благодать (Бытие 6:8), благоволение (Бытие 18:3; Исход 33:16), милость (Числа 11:11,15) и мудрость (Иов 32:13; Даниил 5:11,14). В упоминаниях о благодати и благоволении подразумевается, что их обретение происходит по инициативе Господа, проявляющего доброту и сострадание к людям, которые их не заслужили. В упоминаниях о мудрости и слове Божьем подразумевается, что люди должны заниматься активными поисками, если они хотят найти желаемое.

Когда в Писании речь идет о чем-то большем, чем просто оставленный не на месте предмет, в образах утерянного и найденного выражается глубокий духовный смысл. Люди теряются во грехе и нуждаются в восстановлении или искуплении. С помощью метафор заблудшей овцы, потерянной монеты или блудного сына в обоих заветах Библии положение потерянного изображается крайне тяжелым. Эту проблему можно решить только возвращением или приведением к надлежащим отношениям с Богом во Христе, как о том свидетельствуют многие места Нового Завета.

См. также: НАХОДКА, НЕВИННОСТЬ.