УМ, РАЗУМ, СЕРДЦЕ (MIND) Словарь библейских образов

Сегодня разум связывается с мозгом. Мозг и голова предлагают нам целый ряд стандартных образов разума и его функций. Поэтому многим нашим современникам может показаться удивительным, что в библейских образах нет представления о мозге как о средоточии сознания, мыслей или воли. «Умственные» процессы часто ассоциируются с органом, выражающим в нашем понимании чувства, то есть с сердцем. В современных переводах Библии в разной степени либо сохраняется слово «сердце», либо оно заменяется словом или образом, связанным с умом.

В Библии сердце имеет более широкий смысл, чем тот, который мы вкладываем в понятие ум (для выражения которого в библейском еврейском языке нет соответствующего слова). Сердце – это центр человеческого существа, где коренятся его воля, привязанности, мысли, устремления и воображение. Человеческие эмоции чаще связываются с более низкими органами. В целом в Библии анатомические соответствия психологическим процессам располагаются на порядок ниже, чем в распространенных современных идиомах. Равным образом, в Новом Завете греческое слово «ум» (nous) используется обычно применительно к когнитивным, рациональным и целенаправленным аспектам человеческой деятельности, как и менее конкретные понятия, такие как сердце, душа, взгляды, разумение или самооценка. Совпадение понятий «ум» и «сердце» очевидно в К Филиппийцам 4:7: «И мир Божий... соблюдет сердца ваши и умы ваши во Христе Иисусе» (NIV). Или во 2-е Коринфянам 3:14-15, где Павел говорит об израильтянах, у которых «умы ослеплены», ибо «покрывало лежит на сердце их» (ветхозаветные примеры см. в 1-я Царств 2:35; Иов 10:13; 38:36).

Библия уделяет внимание правильному расположению сердца. Человеческое сердце, сделавшееся дисфункциональным в результате греха, должно стать «сокрушенным» или «разбитым» (Псалтирь 50:19) – этот образ многие наши современники связали бы с разрывом любовных отношений или с отвергнутой любовью. Но в глазах псалмопевца он символизирует смирение и раскаяние человека и равнозначен «сокрушенному духу». «Ожесточенное» или «каменное» сердце не подчиняется воле Божьей (Иезекииль 11:19). «Огрубелое» или «необрезанное» сердце не в состоянии откликнуться на Божью волю (Исаия 6:10; Иезекииль 44:7).

Бог знает расположение сердца каждого человека и не обманывается внешним видом (1-я Царств 16:7). Праведные молятся, чтобы Бог исследовал и познал помышления их сердца (Псалтирь 138:23) и сделал его чистым (Псалтирь 50:12). Нечестивые, отошедшие от путей Божьих, нуждаются в «новом сердце» (Иезекииль 18:31) с Божьим законом, написанным на нем (Иеремия 31:33). Из этих образов становится ясно, что имеется в виду нечто подобное тому, что мы называем «умом», хотя в этом понятии подразумеваются в том числе человеческие пристрастия и наклонности. Сердце надо хранить как источник всех желаний и жизни (Пр. 4:23).

Представление о рациональных функциях сердца явствует из многих текстов. «Сердце разумного ищет знания» (Пр. 15:14), а «сердце мудрого делает язык его мудрым» (Пр. 16:23). Мудрые патриархи наставляют Иова и произносят слова «от сердца своего» (Иов 8:10). Цель учителя состоит в том, чтобы направить сердце ученика на правильные пути (Пр. 23:26). Иисус говорит, что «Бога узрят» чистые сердцем (От Матфея 5:8), а Павел пишет, что постигнуть Божью любовь сердца святых могут верой в пребывающего в них Христа (К Ефесянам 3:17). Вольф приходит к заключению, что в еврейском языке сердце «обозначает вместилище и предназначение разума. Оно охватывает все функции, которые мы относим к голове и мозгу, – восприятие, разум, способность понимать, проницательность, сознание, память, познание, самоанализ, суждения, чувство направления, различение» (Wolff, 51).

Как бы мы ни воспринимали библейское понимание сотворения людей «по образу Божию» (Бытие 1:26-27), в Библии подразумевается, что неотъемлемой частью этого образа служит разум. Уникальный атрибут разума выражается в способности познать Бога. Различие между человеческим разумом и мозгом животного – основополагающая предпосылка, не требующая особых доказательств. Вместе с тем, разительный контраст ярко показан в Книге Даниила, где царь Навуходоносор, властелин великой «сверхдержавы» того времени, был приведен в скотское состояние: «ум человеческий» был отнят у него и дан «ум звериный» (Даниил 4:13 NIV; ср. четыре звериных империи и царство «как бы Сына человеческого» в Даниил 7). Но различие есть и между человеческим умом и умом Бога. Несмотря на обширные возможности человеческого ума «исследовать и изыскать мудрость» (Екклесиаст 7:25), глубины Божьего ума остаются непостижимыми для любого человека: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8-9). В отличие от Бога, Который не меняется (Числа 23:19; 1-я Царств 15:29), человеческий разум может быть непостоянным (1-я Царств 15:29) или «хромать на оба колена» (3-я Царств 18:21). Даже перед лицом проявления Божьей могущественной силы и Его воли, человеческий разум может быть переполнен сомнениями (От Луки 24:38), притуплен или ослеплен «князем века сего» (2-е Коринфянам 3:14; 4:4). В Евангелии от Марка показаны яркие образы учеников, ежедневно следовавших за Иисусом и не осознававших до конца, Кто есть Иисус и что Он хочет совершить.

Человеческий разум подвержен воздействию тревожных и смущающих дух мыслей (Бытие 41:8), порой возникающих в результате Божьего суда (Вт. 28:28, 65). Но разум, твердо полагающийся на Бога, находится «в совершенном мире» (Исаия 26:3). С точки зрения Павла, разум, сопротивляющийся познанию Бога, подвержен духовной болезни. В конечном счете Бог «предает» такие умы под полное воздействие «непотребства» (К Римлянам 1:28), которое ведет к звероподобному поведению (К Римлянам 1:26-32). Но в борьбу оказываются втянутыми даже те, кто стремится не отходить от Божьих путей. Павел считает это результатом положения Израиля под законом (К Римлянам 7:23) и единственное решение видит в Иисусе Христе, истинном «образе Бога» (2-е Коринфянам 4:4; К Колоссянам 1:15), Который посредством Духа приносит освобождение от «плотского» разума «смерти» и создает разум «жизни и мира» (К Римлянам 8:6). Это преобразование Павел называет «обновлением ума» (К Римлянам 12:2) или обретением «ума Христова» (1-е Коринфянам 2:16). О переживших это преобразование можно сказать, что они «соединены... в одном духе и в одних мыслях» (1-е Коринфянам 1:10; К Филиппийцам 2:2).

См. также: ГОЛОВА, СЕРДЦЕ.

Библиография:

Н. W. Wolff, Anthropology of the Old Testament (Philadelphia: Fortress, 1974).