УДАЛЕННОСТЬ, ДАЛЕКОСТЬ (FAR) Словарь библейских образов

В прямом смысле понятие удаленности представляет собой пространственный образ, выражающий определенное расстояние. Это нечто далекое, отдаленное. Около сотни библейских примеров употребления слов, подпадающих под эту категорию, достаточно нейтральны по смысловой нагрузке и служат просто для обозначения местоположения чего-то. Символический смысл образ приобретает в тех случаях, когда нахождение человека вдали от чего-то означает проявление страха (От Матфея 26:58; От Луки 23:49) или трепета, либо пред Самим Богом (Исход 20:18), либо перед грядущим судом (Откровение 18:10,15), либо перед какой-то тайной (Екклесиаст 7:24; Иеремия 23:23). Помимо пространственного значения, образ может относиться и ко времени, прошлому (Исаия 45:21 {«древних времен»}) или будущему (Даниил 8:26).

Подлинную глубину библейский образ «далекого» приобретает в тех случаях, когда он начинает использоваться не в пространственном, а в метафорическом и духовном смысле. Метафорическая удаленность символизирует в Библии чувство отделения или потери, например, когда псалмопевец взывает к Богу и просит Его не оставаться вдали (Псалтирь 9:22; 21:20) или сетует, что его друзья стоят вдали (Псалтирь 37:12). Исаия скорбит, что праведность и истина «далеко от нас» (Исаия 59:11; ср. Исаия 59:14). С другой стороны, Бог заверяет Израиль: «Я приблизил правду Мою, она не далеко» (Исаия 46:13; ср. Вт. 30:11–14).

Духовное значение расстояние приобретает в рамках завета Бога с Израилем. Израиль, Иерусалим и особенно храм – это «место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое» (Вт. 14:24). Языческие народы живут «далеко» (Вт.29:22; Иеремия 9:26 {«живущих в дальних странах» = синод, «стригущих волосы на висках»}; Деяния 2:39; 22:21), а Израиль, в отличие от них, приближен (напр., Исход 19:4).

Понятие физического/духовного расстояния от Бога разрабатывается по нескольким направлениям. Удаленность от Бога символизирует бунт: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Исаия 29:13; ср. От Марка 7:6). В физическом смысле он находится в месте поклонения, но сердце его далеко. Эта же мысль, что бунт означает «отдаление», выражается и в Исаия 57:9 и в Иезекииль 23:40, а также, разумеется, в притче о блудном сыне, в которой непокорный младший сын отправился в «дальнюю сторону» (От Луки 15:13). Нахождение вдали может также указывать на лишение Божьего благословения (От Луки 16:23).

Вместе с тем, изменение положения отдаленности от Бога – один из самых выразительных библейских образов искупления. Например, Бог обещает: «Я спасу тебя из далекой страны» (Иеремия 30:10). Здесь находит выражение также образ возвращения – блудный сын принимает решение вернуться к отцу, который увидел его, «когда он был еще далеко» (От Луки 15:20). Бог обещает обратиться к «дальним» (Исаия 33:13), показать Свою славу «дальним островам» (Исаия 66:19) и привлечь к Себе язычников из «земли далекой» (3-я Царств 8:41; Захария 6:15 {«издали»}). Именно это вдохновило Павла написать ефесянам: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (К Ефесянам 2:13).

См. также: БЛИЗОСТЬ, СВЯТОЕ МЕСТО.

УДЕЛ. См. НАСЛЕДСТВО.