УВЕЧНЫЕ, ХРОМЫЕ И СЛЕПЫЕ (MAIMED, HALT AND BLIND) Словарь библейских образов

В английском языке триединое понятие увечных, хромых и слепых приобрело известность благодаря переводу KJV (От Луки 14:13,21). Эта категория людей служила обозначением обездоленных с физическими пороками. Они часто считались негодными для участия в некоторых религиозных церемониях. Такие недостатки лишали человека возможности выполнять священнические обязанности (ср. Левит 21:16-24, особенно Левит 21:18). Животные с подобными изъянами тоже исключались из жертвоприношений (ср. Левит 22:17-25, особенно Левит 22:22; Вт. 15:21).

По древним представлениям, в большинстве физических явлений выражался символический подтекст. В некоторых местах свитков Мертвого моря исключению увечных, хромых и слепых придавался более широкий смысл: люди с подобными недостатками не могли участвовать в конечной эсхатологической битве со злом (1QM 7:4) и присутствовать на мессианском пире (lQSa 2:3–7). Но такое исключение не ограничивалось кумранскими свитками. Во 2-я Царств 5:8 Давид заявил, что «слепой и хромой не войдет в дом», хотя в Таргуме текст перефразирован: «Грешный и виновный не войдет в дом». Именно с таким образом хромых и слепых, занимавших более низкое положение в нравственном и культурном отношении, Иисус сталкивался в Своем служении. Со всей очевидностью руководствуясь эсхатологическими обещаниями Исаии (ср. Исаия 35:5-6; 61:1–2) и других пророков (ср. Иеремия 31:8; Михей 4:6-7; Софония 3:19: «Спасу хромлющее, и соберу рассеянное»), Иисус часто исцелял хромых и слепых (ср. От Матфея 11:5, пар. От Луки 7:22; От Матфея 15:30-31; От Иоанна 5:3). В одном случае хромые и слепые подошли к Иисусу в храме для исцеления и прославили Его как «Сына Давидова» (От Матфея 21:14-15). Этот образ, возможно, вносит коррективы в арамейское истолкование 2-я Царств 5:8, отмеченное выше.

Наиболее, пожалуй, ярким примером вызова, брошенного Иисусом представлению об отсутствии Божьего благоволения к хромым и слепым, служит притча о великом пире (От Луки 14:15-24). Вопреки ожиданиям, на эсхатологический пир были приглашены калеки, парии общества и нищие. Тем самым Иисус продемонстрировал, что хромота и слепота не служат указанием на осуждение или отвержение со стороны Бога.

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ГЛАЗ, МЫШЦА, НОГА (I), СЛЕПОТА.