ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ (TYRANNICAL FATHER, HUSBAND) Словарь библейских образов

Суровый отец-тиран – расхожая фигура классической и шекспировской романтической комедии, где он играет роль персонажа, мешающего юной чете, которой, однако, удается перехитрить его и довести свой роман до счастливого завершения. Библейские примеры этого архетипа более разнообразны, и вообще данная фигура вызывает скорее отвращение, чем смех.

Наиболее ранние примеры есть уже в Книге Бытие. Этот архетип скрыто присутствует в образе подлого хвастуна и забияки Ламеха, который хвалился перед женами своими подвигами отмщения (Бытие 4:23-24). Этот мотив также скрыто присутствует, когда Авраам говорит своей жене о «милости», которую она должна ему оказать: пока они путешествуют в потенциально враждебных странах, выдавать себя за его сестру, а не жену (Бытие 20:13). В результате этого Сарра дважды оказывается в гареме иноземного царя, и это является поводом для первой моральной проповеди в Библии – ее читает фараон патриарху! Лаван также играет роль тиранического отца и тестя, когда подменяет Рахиль Лией в брачную ночь, а также в деловых отношениях с Иаковом.

Дальнейшие примеры этого образа мы находим в Книге Судей, где представлена целая галерея портретов решительных мужчин. Дочери импульсивного Иеффая приходится заплатить за его поспешный обет (Книга Судей 11). Плут Самсон манипулирует Далидой, пока та не отыгрывается (Книга Судей 16). Человек из Вифлеема, как и Лот в подобной ситуации (Бытие 19:8), предлагает свою дочь-девственницу и наложницу левита похотливым мужчинам, бродящим вокруг дома, а потом выталкивает наложницу из дома и ее насилуют до смерти (Книга Судей 19:22-26).

Персидский царь Артаксеркс из Книги Есфирь – классический муж-тиран. Развлекаясь со своими придворными, он приказывает царице Астинь продемонстрировать всем свою красоту. Когда она отказывается, он в приступе ярости прогоняет ее и приводит в действие знаменитую персидскую почтовую систему, чтобы распространить указ, чтобы «все жены почитали мужей своих, от большого до малого» (Есфирь 1:20).

Вероятно, ярчайший библейский пример отца-тирана – это царь Саул, чей неукротимый темперамент пугает и его собственных детей, и их лучших друзей (1-я Царств 1920). Саул пытается вынудить своего сына Ионафана выступить против Давида и даже бросает в Ионафана копье, пытаясь убить его, когда тот отказывается (1-я Царств 20). Ранее Саул был готов убить Ионафана за то, что тот ел мед, не зная о царском запрете, но воины Саула спасли его сына от неразумного гнева заблуждающегося отца (1-я Царств 14). Когда Мелхола смеется над своим мужем Давидом, который самозабвенно танцует перед привезенным в Иерусалим Божьим ковчегом, Давид реагирует сурово и отказывается от сексуальных отношений с ней (2-я Царств 6:20-23). Мардохей, по-видимому, манипулировал своей племянницей Есфирью, обращаясь с ней как с вечным ребенком.

Двое мужей из ветхозаветной истории не столько тираны, сколько грубы и бесчувственны. Один из них – Елкана, который во время ежегодного паломничества в Силом дал много частей жертвы своей рождающей жене и ее потомству, но только одну порцию – бесплодной Анне, и спросил у плачущей Анны: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1-я Царств 1:8). Так и представляешь не произнесенный вслух ответ Анны: «Ни в коем случае». А мудрой и прекрасной Авигее пришлось улаживать последствия неразумного поведения ее мужа Навала, человека глупого, «жестокого и злого нравом», который неправильно повел себя по отношению к Давиду (1-я Царств 25:3).

Образ тиранического мужа и отца также присутствует в некоторых новозаветных отрывках. Иисус истолковывает то, что в законе Моисея говорится о разводе, так, чтобы защитить жен от жестокосердия мужей (От Марка 10:2-12). Павел велит, чтобы мужья любили своих жен и «не были к ним суровы» (К Колоссянам 3:19; см. также К Ефесянам 5:25), а отцам велит «не раздражать» своих детей (К Ефесянам 6:4), дабы они не унывали (К Колоссянам 3:21), что явно направлено против тиранического поведения мужей и отцов.

См. также: ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА, МУЖ, МУЖЧИНА, ОТЕЦ, ТИРАН, ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.

ТИТУ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЯ К ТИМОФЕЮ И ТИТУ.