ТИРАН, ТИРАНИЯ (TYRANT, TYRANNY) Словарь библейских образов

Хотя слова тиран и тирания редко появляются в современных переводах Библии, образ человека, незаконно захватывающего власть и угнетающего подданных, часто встречается в библейском тексте. Значительная часть Ветхого Завета представляет собой так называемую литературу рабов, которая создана людьми, находившимися под гнетом иноземных тиранов. Для подобной литературы характерны насмешливый тон, а также страх, основанный на понимании того, какой тяжелой может быть жизнь под властью тирана. В Библии тиран захватывает власть, которая по праву принадлежит только Богу. Грех тирана – нежелание признать власть Бога и подчиниться Ему. В результате возникает сопутствующая тема правосудия и неизбежного Божьего суда над тиранами и тиранией.

История тирании в Библии восходит к грехопадению (Бытие 3). Сатана – первый узурпатор, захвативший то, что не принадлежит ему по закону, и эксплуатирующий человечество. Когда люди согрешили, тенденция к тирании стала частью жизни человека в мире. Мы видим эту тенденцию в проблематике Бытие 6:1-4. Кто бы ни были «сыны Божии» из Бытие 6:2, речь идет о безумном стремлении этих «сынов» к славе и плодородию. Эти «сыны» сексуально эксплуатируют «дочерей человеческих», что показывает, каким развращенным стал мир. В результате возникает раса «сильных людей» – указание на эксплуатацию политической власти.

Еще одна тираническая фигура – Нимрод. Так как его имя, по-видимому, связано с еврейским глаголом «восставать» (marad), предание наделило его тиранической властью. Он основал первые в мире империи, Вавилон и Ассирию (Бытие 10:10-11). В Бытие 10:9 Нимрод назван «сильным звероловом» – характерная особенность жестоких и своевольных ассирийских царей. В постбиблейской литературе (напр., иудейской Агаде и мусульманских текстах) Нимрод назван одним из величайших грешников со времен потопа, основными грехами которого были притязания на божественность и готовность финансировать строительство Вавилонской башни, символа бунта человека против Бога.

Самый знаменитый тиран в Библии – фараон, а самый многочисленный народ- поработитель – египтяне, превратившие Египет в темницу для страдающего в рабстве еврейского народа (Исход 1). Фараон пытался помешать исполнению планов Бога, касающихся Его избранного народа (Исход 512), и преследовал израильтян, намереваясь снова поработить их (Исход 14). Не скрывая ужасов подобной тирании, повествование, в то же время, высмеивает тирана: показывается тщетность его попыток уничтожить израильский народ и то, как он невольно способствовал спасению будущего вождя Моисея, то есть собственному падению, и даже платил матери Моисея за заботу о собственном ребенке (Исход 2:1-10). В том же тоне описана история об убийстве Еглона Аодом (Книга Судей 3:15-30). Это очевидно также в истории новозаветного аналога фараона, Ирода Великого, который совершает жестокие поступки: он убивает невинных (От Матфея 2:1-18), но в итоге его перехитрили – волхвы отправились домой другой дорогой, а родители Иисуса бежали в Египет. Его сын Ирод Антипа обезглавил Иоанна Крестителя (От Матфея 14:1-12).

Еще один впечатляющий образ тирана – Навуходоносор, который хвалился, что Вавилон построен им «в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Даниил 4:27). В соответствии с постоянно присутствующим мотивом Божьего суда над человеческой тиранией, Бог тут же поражает Навуходоносора умственным заболеванием. Навуходоносор, как и все правители, должен «познать, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Даниил 4:22). Тираническая сила не может окончательно узурпировать власть Бога.

Не все тираны Ветхого Завета – иноземные цари. Соломон казался северным коленам тираном (3-я Царств 12:4,14; 2-я Паралипоменон 10:4,10,14). Ахав охотился на собственных подданных (3-я Царств 21), еще хуже вела себя его жена Иезавель, убившая пророков Божьих, подстроившая смерть Навуфея с помощью ложных обвинений и в результате наказанная Богом – ее тело сожрали собаки (3-я Царств 1621; 4-я Царств 9:30-37). В Книге Иезекииля Бог обвиняет правителей Израиля в том, что они правили «с насилием и жестокостью» (Иезекииль 34:4).

Архитиран Библии – сатана, или дьявол, который воплощает сам дух тирании. Описанный в Иезекииль 28:12-19 (и, возможно, в Исаия 14:12-21) как вдохновляющий могущественных земных царей, он пытается узурпировать положение Бога как правителя вселенной. В Новом Завете он носит титул «князя мира сего» (От Иоанна 12:31; 14:30; 16:11) и «бога века сего» (2-е Коринфянам 4:4). Движимый гордостью (1-е Тимофею 3:6), он со своими демоническими ордами обвиняет, искушает, эксплуатирует, пугает людей и манипулирует ими, так что они пытаются подорвать высшую власть Бога. К той же категории относится новозаветный образ Антихриста, который отрицает Божественность Христа и уже присутствует в мире (1-е Иоанна 2:18; 4:3; 2-е Иоанна 1:7). Тирания такого рода – грядущая апокалиптическая реальность, противник Христа придет к власти перед эсхатоном (см. дракон в Откровении).

Но в любом случае в Библии говорится о падении тирании. Тираническая власть нарушает Божью справедливость, ее всегда ждет суд и уничтожение. Поэтому в Новом Завете архитиран – сатана – изображен как уже побежденный крестом (От Луки 10:18; От Иоанна 12:31; 16:11; К Римлянам 16:20). После последнего суда он будет брошен в огненное озеро (Откровение 20:10). Тирания сменится благодатным и справедливым правлением Царства Божьего.

См. также: АНТИХРИСТ, ВАВИЛОН, ЕГИПЕТ, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, САТАНА, ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ, ФАРАОН, ЦАРЬ.