ТЕНЬ, СЕНЬ (SHADOW) Словарь библейских образов

Тень в Библии никогда не связывается с образом мрачной тьмы. В жарком климате Палестины тень служит преимущественно образом защиты и убежища, особенно под покровом Яхве.

Крылья Яхве предоставляют тень стремящимся укрыться в Нем (Псалтирь 16:8), чтобы найти либо временное укромное место (Псалтирь 56:2), либо постоянное место покоя (Псалтирь 90:1). Природное основание этого образа показано в Исаия 34:15 (ср. От Матфея 23:37). Но особенность этого образа в псалмах, где подразумевается, что такое место находится в храме, побуждает некоторых исследователей высказывать предположение о его связи с херувимами. Но херувимы никогда не приравниваются к Самому Яхве. В этом плане следует, скорее, обратить внимание на древний образ Яхве, несущего Свой народ по пустыне на орлиных крыльях (Исход 19:4). В других местах можно отметить образы защитной тени руки Яхве, покрывающей «раба Господня» (Исаия 49:2; 51:16), и эсхатологического Облака Главы Яхве, которое покроет тенью восстановленный Сион (Исаия 4:5-6; ср. Исход 13:21).

Распространенным образом защиты, предоставляемой народам и земным правителям, служит тенистое дерево. Помимо защиты, в этом образе часто подразумевается поддержка или обеспечение средствами к существованию. Ассирия была «кедром на Ливане», «под тенью» которого жили многочисленные народы (Иезекииль 31:3,6; ср. Даниил 4:9, где речь идет о Вавилоне тоже с обязательным упоминанием о птицах небесных и полевых зверях). Восстановленный Израиль будет как дерево, в тени которого будут жить люди (Осия 14:6-8), как ливанский кедр, предоставляющий тень всяким птицам (Иезекииль 17:23), или, наконец, как горчичное зерно, выросшее в дерево, в ветвях которого смогут укрываться птицы (От Марка 4:32). В одном из псалмов восхождения, прославляющих Божью защиту, образ дерева, защищающего от солнечных лучей, сочетается с воинским образом оруженосца для создания картины, в которой Бог изображается как «сень твоя с правой руки твоей» (Псалтирь 120:5).

В Исаия 32:2 князья восстановленного Сиона сравниваются с тенью от высокой скалы в пустыне. Но тень от скалы никогда не связывается с Яхве, несмотря на обилие образов Яхве как скалы в разных местах. В совершенно ином контексте влюбленная в Песни Песней 2:3 сравнивает своего жениха с яблоней, дающей тень для отдохновения.

«Тень» иногда служит метафорой, утратившей связь с основным смыслом слова и означающей просто «защиту» или «укрытие» (напр., Екклесиаст 7:12, где мудрость названа сенью, как «сень дерева», и Бытие 19:8, где речь идет о защите «под кровом дома»).

«Смертная тень» (напр., Псалтирь 22:4) – неправильный перевод, восходящий к LXX. Еврейское слово salmawet – не производное от «тени» и «смерти», оно образовано от корня ʾlm, означающего «глубокая тьма». Но через Исаия 9:2 в LXX образ «тени смертной» вошел в Новый Завет (От Матфея 4:16; От Луки 1:79), хотя и остается там не вполне определенным.

Под влиянием использованного в LXX слова episkiazo (ср. Исход 40:35 и особенно Псалтирь 90:4) в Новом Завете слово «осенять» употребляется не столько в смысле Божьей защиты, сколько Божьего присутствия или Божьей силы, как в случае присутствия Святого Духа при зачатии Иисуса (От Луки 1:35) или облака при преображении (От Матфея 17:5). Народное представление об этом образе проявляется в попытках получить исцеляющую силу от тени Петра (Деяния 5:15).

В других случаях в образе тени выражается эфемерная природа человеческой жизни. Мимолетность жизни сравнивается с «уклоняющейся» тенью (Псалтирь 101:12; 108:23) и изображается как тень (1-я Паралипоменон 29:15; Иов 8:9; Екклесиаст 6:12). Не совсем ясно, основывается ли образ на нематериальной природе тени (Иов 17:7) или на ее преходящей природе (Иов 14:2; Псалтирь 143:4). Обратите также внимание на мысль об утраченных возможностях, которая присутствует в образе вечерней тени в Иеремия 6:4. Но вечерняя тень может также символизировать мирную кончину праведного (Екклесиаст 12:13) или даже время романтического отдохновения (Песни Песней 2:17). Эфемерная природа тени используется в Новом Завете применительно к установлениям Моисеева закона (К Колоссянам 2:17), которые представляют собой лишь тень грядущей небесной реальности (К Евреям 8:5; 10:1).

Особое место в Библии занимает образ неверности в выражении «тени перемены» (Иакова 1:17). Здесь, опять же, зло связывается не с тьмой тени, а с ее непостоянством.

См. также: ЗАЩИТА, СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ, ТЬМА, УБЕЖИЩЕ.

Библиография:

О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (New York: Crossroad, 1978) 190–192;

D.W.Thomas, «Salmawet in the Old Testament», JSS 7 (1962) 191–200.