ТЕМНИЦА, ТЮРЬМА (PRISON) Словарь библейских образов

В Библии темница достаточно часто упоминается как место наказания, но заключение не предусматривалось в Моисеевом законе, и в древнем Израиле не существовало тюрем в современном смысле для долговременного лишения свободы. Вместе с тем, уголовные наказания в виде рабства и тюремного заключения были достаточно известной частью карательной системы на древнем Ближнем Востоке, поэтому авторы вполне могли пользоваться темницей как выразительным образом.

Иногда в темницу бросали несправедливо (напр., Бытие 39:20; Иеремия 37:18), в других случаях заключение основывалось на положениях закона (напр., 4-я Царств 17:4; Ездра 7:26). Поскольку узника могли держать в темнице бесконечно долго, освобождение рассматривалось как Божье благословение и как ответ на молитву (Псалтирь 67:7; 78:11; 106:10–16).

В некоторых местах бывает трудно определить, о темнице в буквальном или переносном смысле идет речь. Например, Давид не был, строго говоря, в темнице, когда молился: «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Псалтирь 141:7), – а, несомненно, имел в виду свое личное положение в это время (ср. Псалтирь 65:11; Исаия 42:22; Захария 9:11). В ряде случаев темница служит выразительным образом чего-то или кого-то, ограничивающего свободу человека. Поэтому она связывается с уловками беспринципной женщины (Екклесиаст 7:26), с несправедливыми делами (Исаия 58:6) или с лишением возможности к отступлению (1-я Царств 23:7). Иезекииль использует образ темницы для изображения плененного льва, символизирующего израильского царя (Иезекииль 19:9), а апостол Павел противопоставляет собственные узы свободе Божьего слова (2-е Тимофею 2:9): несмотря на его заключение, Благая Весть распространяется.

Апостол пользуется также образом тюремного заключения как символом падшего духовного состояния. «Писание всех заключило под грехом», – пишет он (К Галатам 3:22). Он чувствует, что не в состоянии освободиться от закона греха в самом своем естестве (К Римлянам 7:23), и делает вывод, что сделать это для него может только Бог. Это придает особый смысл пророчествам Исаии о Том, Кто освободит узников из темницы (Исаия 42:7; 61:1), то есть предсказанию, которое исполнилось в Иисусе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (От Луки 4:18-19). Смерть как ад, как место заключения мертвых изображается темницей, ключи от которой у Христа (Откровение 1:18; см. АД). Такой же смысл как будто бы имеет ответ Иисуса на исповедание Петра, в котором Он говорит о «вратах ада» (От Матфея 16:18), хотя здесь образ связывается с городом.

В других случаях, однако, темничным стражем изображается Бог, от Которого нет избавления (Плач Иеремии 3:7). Иову напомнили о тщетности сопротивления Богу, и он признал это: «Если Он пройдет и заключит кого в оковы... то кто отклонит Его?» (Иов 11:10; см. также Иов 12:14; см. КНИГА ИОВА). В этом смысле совет Иисуса быстро мириться со своим соперником, пока вы не оказались в темнице, выглядит не просто советом, касающимся общественных отношений (От Матфея 5:25-26; От Луки 12:58-59). В нем подчеркивается необходимость Примирения с Богом, пока еще это возможно.

Этот образ приобретает особый смысл, когда он относится к суду над духовными существами, в том числе над сатаной (Исаия 24:22; 2-е Петра 2:4; Иуды 1:6; Откровение 20:1-3,7). Загадочное упоминание Петра о духах, которых Христос посетил в темнице (1-е Петра 3:19), стало предметом различных интерпретаций: от духов, никогда не слышавших Благой Вести, до непокорных духовных существ, заключенных в темницу до Потопа (2-е Петра 2:4; Иуды 1:6). В отношении точного смысла этого стиха единого мнения нет.

См. также: ГРЕХ, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ИСТОРИИ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, РАБ, СМЕРТЬ.