ШЕЯ, ВЫЯ (NECK) Словарь библейских образов

Шея в Писании иногда связывается с красотой и Процветанием, хотя сама по себе она обычно играет менее заметную роль по сравнению с украшающими ее Драгоценностями (Бытие 41:42; Книга Судей 5:30; Пр. 1:9). В Песни Песней 4:4 и Песни Песней 7:5, однако, возлюбленный превозносит саму шею невесты, а не драгоценности, которые она носит, делая ее средоточием своей любви. В культурах древнего Ближнего Востока шейные украшения носили высокопоставленные лица как знак власти, положения или для красоты (Бытие 41:42; Даниил 5:7,16,29), женщины (Исаия 3:18-19; Иезекииль 16:11) и даже верблюды (Книга Судей 8:21). Автор вводной части Притчей, вероятно, использует этот обычай как метафору принятия родительского наставления, источника почета и благословения (Пр. 1:9; 3:3, 22; 6:21).

Обвязать шею любовью, верностью или учением значит держать их близко к сердцу и в мыслях (Пр. 3:3; 6:20–21). Этот образ созвучен со словами во Вт. 6:8: «Навяжи их [Божьи заповеди] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Того, кто следует этому наставлению, будут направлять принципы, обвязанные вокруг шеи (Пр. 6:22).

С другой стороны, обвязанная или стянутая шея символизирует плен или подчинение кому-то (Иов 30:18; Иеремия 29:26 NIV) Образ ярма на шее часто используется для изображения принудительной службы врагу (Бытие 27:40; Вт. 28:48; Иеремия 27:8). Иисус Навин приказал своим военачальникам «наступить ногами вашими на выи [побежденных] царей сих» (Иисус Навин 10:24; ср. Бытие 49:8), заявив тем самым о власти над врагами и унизив них.

С шеей может также связываться смерть. Приносимым в жертву животным сворачивали шею (Исход 13:13; 34:20; Левит 5:8; Вт. 21:4, 6 {«зарезанной» = которой свернули шею}), а Илий упал и сломал шею. Кроме того, Иисус заявил, что «кто соблазнит одного из малых сих» ко греху, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (От Матфея 18:6). Товарищи Павла «голову свою полагали» за него (К Римлянам 16:4), доказывая свою любовь к нему с риском для жизни.

Образ гордой осанки шеи, надменного внешнего вида нередко используется в Библии для характеристики внутреннего расположения сердца. Метафора «жестоковыйный» часто употребляется как показатель сопротивления Израиля Божьему господству над народом (Исход 32:9; 33:5; Неемия 9:29; Иеремия 7:26; Деяния 7:51). Исаия использует образ тех, кто «ходят подняв шею», для изображения эгоистичной надменности и вызывающего безразличия женщин Иерусалима (Исаия 3:16; ср. Псалтирь 74:6).

Как уже упоминалось, шея фигурирует в Писании в метафоре ярма, надетого на шею. Эта метафора основывается на образе вола, стянутого ярмом для направления движения и, следовательно, символизирует человека, находящегося под чьей-то властью. Она используется во Вт. 28:48 как символ мучительного подчинения Израиля внешним врагам в наказание за несоблюдение завета. Поздние пророки заимствовали эту метафору для изображения владычества ассирийцев и вавилонян над Северным и Южным Царствами (Исаия 10:27; 14:25; 52:2; Иеремия 27:2,8,1112; 28:1–14; Осия 10:11). Она перешла в поздний иудаизм как средство выражения подчинения иудеев Моисееву закону. На Иерусалимском соборе, когда Петр говорил о возложении «на выи учеников ига, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деяния 15:10), он имел в виду попытки подчинить языческих обращенных закону, хотя сам Израиль был неспособен соблюдать его.

См. также: ГОЛОВА, ГОРДОСТЬ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ, ИГО.