СЫН (SON) Словарь библейских образов

Сын в Библии – это продолжатель рода отца. В более широком смысле сыновство связывается с уровнем семейного, наследственного, общественного и религиозного положения. Библейские образы сына следует понимать в контексте чрезвычайной ценности, которая в древних культурах придавалась сыновьям.

Продолжатель жизни. По древним представлениям, жизнь отца продолжается в сыне. Одно из основных отцовских чувств выражалось в том, что его жизнь на земле достигает цели благодаря сыну, который сохраняет его род (Бытие 15:2-4). Поэтому для продолжения жизни отца на земле были созданы такие институты, как полигамия, левират, брак, и даже усыновление. Глубина представления об увековечивании себя в сыне находит выражение в замечании, что Адам «родил сына по подобию своему, по образу своему» (Бытие 5:3).

Исходя из этого понимания, сына называют «семенем» (zeraʿ). В Бытие 15:3 Аврам жалуется, что Бог не дал ему «семени» {«потомства»}, а в Бытие 22:16-18 Бог обещает Аврааму после прохождения испытания: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов твоих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (ср. Бытие 24:7). Онану было велено пойти к жене его брата и исполнить свой долг деверя восстановлением семени брата (Бытие 38:8).

Коль скоро жизнь отца переходит к сыну, сына обычно называли именем отца. «Нареченный именем отца» – обычное указание на сына в Библии (Бытие 48:16). В соответствии с этим принципом, Руфи было сказано воспитывать семя умерших, когда она родила сына от Вооза (Руфь 4:11-13), а сын был назван «восстановителем жизни» (Руфь 4:15 NASB). В Бытие 3:15 мессианский искупитель назван семенем женщины, а в Исаия 53:10 сказано, что Мессия увидит Свое семя после смерти {«узрит потомство долговечное»}.

Правовым выражением этого представления о сыновьях как продолжателях семейной линии было наследование. Сын наследовал собственность отца. В частности, старший сын получал двойную часть имущества своего отца (Вт. 21:17). Именно по этой причине виноградари в притче Иисуса пытались убить наследника, чтобы завладеть наследством (От Матфея 21:38; От Марка 12:7; От Луки 20:14). Если отец становился слишком старым, чтобы заботиться о семье, старший сын брал на себя его обязанности и руководил хозяйством (Бытие 24:50,55). Израильские женщины назвали внука Ноемини, родившегося у Руфи, «питателем в старости твоей» (Руфь 4:15).

Сын как образ достоинства. В «Одиссее» Гомера ничто не ценится выше достойного сына. Подобные чувства отражаются и в библейских взглядах, примером которых служит Книга Притчей. «Сын мудрый радует отца» (Пр. 10:1; 15:20). Автор также заявляет: «Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце» (Пр. 23:15). С другой стороны, «глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Пр. 17:25). Логическим противовесом образов, в которых недостойный сын навлекает позор (Пр. 10:5; 17:2; 19:26), служит идеал воспитания сына, который бы «не срамил и не бесчестил».

В Библии сыновья показаны также как символ силы отца. Иаков назвал своего первенца Рувима «крепостью моей и начатком силы моей» (Бытие 49:3). Выражение «начаток силы» используется в Библии и в других местах применительно к первенцу (Вт. 21:17; Псалтирь 77:51; 104:36). Имеется в виду, что сыновья – сила отца на войне и в работе, а первенец – ее начало. Сыновья Иакова продемонстрировали силу, убив Еммора и его сына Сихема, изнасиловавшего их сестру (Бытие 34). Псалмопевец сравнивает «сыновей молодых» со «стрелами в руке сильного» (Псалтирь 126:4) и добавляет: «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Псалтирь 126:5).

Христос как Сын. В Новом Завете Христос примерно 150 раз назван «Сыном», «Сыном Божиим» или «Сыном Человеческим». С точки зрения догмата о Троице, понятие сыновства связано с отношениями между Христом и Отцом. С учетом образов человеческого сыновства, отмеченных выше, оно служит также символом почести и возвышения, особенно если сопровождается эпитетом «единородный». В этом отношении важно, однако, проводить различие между человеческими сыновьями и Сыном Божьим, поскольку единородностъ – метафорический термин, не связанный с эманацией или творением. Кроме того, второе лицо Троицы – это Сын, проявляющий послушание Отцу в том, что касается воплощения и искупления.

Сын как символ. Впечатляющим образом сыновства в Библии выглядит изображение Израиля как сына Божьего. Господь называет Израиль «сын Мой» (Исход 4:22-23; Исаия 43:6; Осия 11:1). Соответственно Господа называют Отцом Израиля (Исаия 63:16; Иеремия 3:4,19). Коль скоро Израиль – «сын Божий», определение «народ Мой, который именуется именем Моим» (Вт. 28:10; 2-я Паралипоменон 7:14) служит для Господа особым наименованием Израиля. Кроме того, Господь, Которому принадлежит земля (Вт. 10:14; Псалтирь 23:1), дал Израилю в наследие Ханаанскую землю, в которой течет молоко и мед (Вт. 15:4; 19:10; 20:16; Псалтирь 134:12; Исаия 19:25).

В Новом Завете образ сыновства используется применительно к верующим в Иисуса, и следует отметить, что в таком качестве он теряет связь с половой принадлежностью, распространяясь как на мужчин, так и на женщин. Концепцию сыновства для характеристики взаимоотношений между Богом и верующим разрабатывают, в частности, Иоанн и Павел. Всеобъемлющий план Божьего спасения выражается в «откровении сынов Божиих» (К Римлянам 8:19). Для исполнения этого плана Бог послал в мир Своего Сына, рожденного от женщины (К Галатам 4:4-5). Язычники получают усыновление посредством Его Духа, Духа усыновления (К Римлянам 8:15). Дух усыновления побуждает их взывать «Авва, Отче!», и Дух свидетельствует, что водимые Духом Божьим «суть сыны Божии» (К Римлянам 8:14). Кроме того, сыны Божьи будут наследниками Бога и сонаследниками Христу (К Римлянам 8:17) в Царстве Божьем, уготованном им от создания мира (От Матфея 25:34; От Луки 12:32; 1-е Коринфянам 6:9-10; 15:50; К Галатам 5:21; К Ефесянам 5:5). В это время Господь скажет: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, а он будет Мне сыном» (Откровение 21:7).

См. также: ДОЧЬ, НАСЛЕДСТВО, ОТЕЦ, ПЕРВОРОДСТВО, РЕБЕНОК, СЕМЯ.