СТЫД, СРАМ, ПОЗОР (SHAME) Словарь библейских образов

Стыд связан с несколькими параллельными темами, такими как грех, нагота, позор, унижение и вина, но особенно с сексуальностью после грехопадения и нарушением отношений человека с Богом и другими людьми.

Стыд и взаимоотношения. После грехопадения Адам и Ева устыдились предстать пред Богом, не выдержав Его проверки на послушание (Бытие 3:1-24). В этом нет ничего удивительного. Но непривычное чувство наготы и стыда, которое они испытали по отношению друг к другу, выглядит достаточно неожиданным и ясно указывает на пагубные последствия греха для самой их сущности. Тем самым стыд показан объективно как нравственное состояние, демонстрирующее зловредную и упадочную природу греха, и субъективно как психологическое и эмоциональное последствие греха и чувства вины. Обе эти стороны тесно взаимосвязаны. Отсутствие чувства стыда за совершенный грех усугубляет преступление. Поэтому одно из серьезнейших обвинений, которое Павел выдвигает против врагов креста Христова, заключается в том, что «слава их – в сраме» (К Филиппийцам 3:19). С другой стороны, столь же недопустимо продолжать испытывать чувство стыда после прощения греха, так как прощение удаляет постыдный грех посредством Того, Кто претерпел крест и пренебрег посрамлением (К Евреям 12:2).

Навлеченный позор. Есть еще одна сторона стыда – это не просто то, что человек испытывает сам. Стыд может также навлекаться человеком на других и в таком случае требует воздаяния. Например, изнасилование Фамари Амноном было, как она сама сказала ему до этого, бесчестьем для нее, а затем сделало ее несчастной; и это вызвало месть Авессалома своему брату (2-я Царств 13:13). А унижение Анионом людей, посланных Давидом с выражением соболезнования (Аннон сбрил им бороды и обрезал края одежды), привело к войне Давида с обидчиками (2-я Царств 10).

Стыд и суд. Стыд и суд связываются так часто, что «посрамиться» служит обычной идиомой, означающей «предстать пред Божьим судом». Но в определенном смысле, стыд показан еще нравственным сдерживающим средством для верующих. Так, Павел, предостерегая ефесян против неразумных речей, пишет, что стыдно даже говорить о том, что нечестивцы делают тайно (К Ефесянам 5:12). Кроме того, узнав, что верующие в Коринфе ведут между собой тяжбы, Павел пристыжает их за такое недостойное поведение (1-е Коринфянам 6:5).

Коротко говоря, стыд – серьезное и пагубное последствие греха, но благодаря Евангелию, к счастью, не непоправимое. Величайшим образом посрамления служит крест, в котором выражаются ужас греха и Божьего суда, но в то же время слава прощения и восстановления.

См. также: ВИНА, ГРЕХ, НАГОТА, ПРОЩЕНИЕ, ЧЕСТЬ.