СТРАХ (FEAR) Словарь библейских образов

Страх как чувство ужаса занимает значительное место в библейской картине жизни в падшем мире. Психологические основания страха в Библии не рассматриваются, но мы можем распределить образы страха по категориям, исходя из причин, вызывающих страх, физических признаков страха и примеров библейских персонажей, испытывающих чувство страха.

В Библии выражение чувства страха восходит к Адаму, который после Грехопадения ответил Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся» (Бытие 3:10). Не будет преувеличением сказать, что после этого ужасного момента в Саду род человеческий живет в условиях постоянной возможности и даже угрозы испытать страх.

Причины страха. Есть вполне обоснованный благоговейный страх Божий, но, вместе с тем, в Библии показано, что Божьи дела могут быть источником ужаса, особенно – но не только – для тех, кто не полагается на Бога. У горящего куста Моисей «закрыл лицо свое; потому что боялся воззреть на Бога» (Исход 3:6). Иов сказал о Боге: «Я трепещу пред лицом Его; размышляю, и страшусь Его» (Иов 23:15). Бог обратился к Иудее с вопросами: «Меня ли вы не боитесь. .. предо Мною ли не трепещете?» (Иеремия 5:22). Исаия три раза в одной главе изображает нечестивцев, убегающих от «страха Господа» (Исаия 2:10,19,21).

В Новом Завете Иисус призывает людей «бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну» (От Луки 12:5). Страх объял всех услышавших о Божьем суде над Ананией и Сапфирой (Деяния 5:5), а автор Послания к евреям заверяет нас: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (К Евреям 10:31). В евангелиях говорится, что люди боялись Иисуса из-за совершенных Им чудес (От Марка 5:33; 10:32; 11:18; От Луки 5:26), а ученики испугались, когда увидели преображение Иисуса в присутствии Моисея и Илии (От Марка 9:6) и когда они услышали глас Божий (От Матфея 17:6). У пустого гроба женщины испугались, увидев, что тело Иисуса исчезло (От Матфея 28:8; От Марка 16:8).

Вторая группа образов связана с грозными силами природы. В молитве псалмопевец просит Бога «навести ужас на них бурею Твоею» (Псалтирь 82:16 {«погони их»}). Псалтирь 45, хотя в нем и заявляется, что верующий не подвержен страху, тем не менее, содержит целый перечень природных катаклизмов, обычно внушающих страх, в том числе землетрясений и, возможно, огромных разрушительных волн (Псалтирь 45:3-5). В Псалтирь 90 перечень опасностей включает в себя яркие образы «ужасов в ночи», «стрелы, летящей днем», «язвы, ходящей в мраке», и «заразы, опустошающей в полдень» (возможно, солнечного или теплового удара; Псалтирь 90:5-6). Свои беды Иов истолковывает как ополчившиеся против него «ужасы Божии» (Иов 6:4; ср. Иов 7:14). Страх вызывали также дикие животные (Иов 39:19-20; 41:5; см. ЖИВОТНЫЕ), а во время странствия по пустыне израильтяне часто едва избегали опасности из-за присутствия ядовитых змей и скорпионов, а также нехватки пищи и воды, так что у Моисея были основания говорить о «великой и страшной пустыне» (Вт. 1:19; 8:15; ср. Исаия 21:1).

Третий источник страха в Библии – смерть и бедствия. Саул «очень испугался», когда волшебница предсказала ему смерть (1-я Царств 28:21). Псалмопевец пишет о напавших на него «смертных ужасах», сопровождавшихся охватившим его «страхом» (Псалтирь 54:5-6). Другой псалмопевец свидетельствует: «Я несчастен и истаиваю с юности; несу ужасы Твои» (Псалтирь 87:16). Иов говорит о страхе перед наказанием от Бога (Иов 31:23). Когда священник Пасхор освободил Иеремию, пророк сказал: «Не Пасхор [«мир вокруг»] нарек Господь имя тебе, но Магор Миссавив [«ужас вокруг»]. Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это» (Иеремия 20:3-4; ср. Иеремия 20:10).

Люди боятся также действий других людей. Аман в ужасе «затрепетал пред царем и царицею», когда его заговор против евреев раскрылся (Есфирь 7:6). Злословие и интриги врагов Давида были для него «отовсюду ужасом» (Псалтирь 30:14). Свою робость проповедовать в Коринфе Павел объяснял тем, что он был «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1-е Коринфянам 2:3), а прибытие в Македонию описал в таких выражениях: «Отвне – нападения, внутри – страхи» (2-е Коринфянам 7:5). В том же психологическом ключе псалмопевец говорит о своем страхе перед «поношением» (Псалтирь 118:39).

Многие упоминания о страхе связаны с опасностью возникновения войны или страхом перед враждебно настроенным народом. Это отчасти объясняется методами запугивания, к которым прибегали войска завоевателей в древности, с целью деморализации противника (2-я Паралипоменон 32:18; Исаия 7:6; Аввакум 1:9). Как вариация этой темы, Божье освобождение Израиля повергло в страх народы, которые услышали о нем (Исход 15:11,16; 23:27; 34:10; Вт. 4:34; 26:8; 34:12). Образ ужаса служит не только орудием устрашения, это также просто реальность, сопровождающая войну: предстоящее вторжение Ассирии Исаия называет «ужасом» (Исаия 28:19), а Иеремия пишет о людях, жаждущих мира, а получающих ужасы (Иеремия 8:15; 14:19).

Последнюю категорию образов страха находим в эсхатологических видениях конца. Всеобъемлющее видение ужаса представлено в Книге Откровение, но образы конца есть и в других местах. Амос с мрачным юмором наступление дня Господня сравнил с положением человека, который бы «убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь» (Амос 5:19). В речи на Елеонской горе Иисус показал яркие образы войн, голода и землетрясений (От Матфея 24:5-7; От Марка 13:6-8). В другом упоминании Иисус представил грядущую катастрофу настолько ужасной, что люди будут просить горы упасть на них, а холмы покрыть их (От Луки 23:30; ср. Откровение 6:12-17). Столь же выразительны образы природных катаклизмов и гонений в Книге Откровение.

Подводя итог, можно сказать, что основная группа библейских образов страха связана с личностными качествами и делами Бога, силами природы, смертью и бедствиями, людьми и их делами, а также концом истории. Важно отметить, что в связи со всеми этими возбудителями страха в Библии неоднократно подчеркивается возможность (сформулированная иногда в повелительном наклонении) того, что уповающие на Бога не будут испытывать этого чувства.

Физические признаки страха. Проявления страха у человека выражаются в растерянности, дрожи, оцепенении и потере сознания. Чувство страха связывается с сердцем (Вт. 20:3; 28:67; 2-я Царств 17:10; Псалтирь 26:3; Исаия 7:4; 35:4).

Метафорически страх изображается как процесс таяния {«уныния, робости»} применительно к народам, узнавшим об освобождении Израиля у Красного моря (Исход 15:15); израильтянам, боящимся служить в армии (Вт. 20:8); жителям Иерихона, узнавшим об успехе Израиля (Иисус Навин 2:9,11,24); робким лазутчикам (Иисус Навин 14:8); потенциальным воинам, последовавшим совету Хусия не выступать против Давида (2-я Царств 17:10); вавилонянам в видении Исаии (Исаия 13:7); Израилю накануне вторжения (Иезекииль 21:7) и египтянам (Исаия 19:1).

Физическим проявлением страха служит дрожь (Исход 15:15; 19:16; Вт. 2:25; 1-я Царств 28:5; Иов 4:14; Псалтирь 54:6; Исаия 64:2; Иезекииль 26:16; 32:10; Даниил 5:19; Аввакум 3:7; От Марка 5:33; 16:8; Иакова 2:19; 1-е Коринфянам 2:3). К этому можно добавить яркую метафору Иезекииля о князе, «который будет беспомощно дрожать от ужаса» (Иезекииль 7:27 {«облечется в ужас»}). Дрожь от страха метафорически сравнивается с родовыми муками женщины (Исаия 13:8; 21:3; Иеремия 30:6; 48:41).

Противоположные дрожи образы – оцепенение, скованность и онемение. Когда вожди соседних народов услышали об освобождении у Красного моря, Моисей предсказал, что они «онемеют, как камень» от «страха и ужаса» (Исход 15:16). Когда протрезвевший Навал узнал, что накануне вел себя грубо с Давидом, «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень» (1-я Царств 25:37). Выражением страха может быть также потеря сознания или расслабленность (Вт. 20:3; Иов 23:16; Иеремия 51:46; Иезекииль 21:7; От Луки 21:26 {«издыхать от страха»}).

Библейские персонажи, испытывавшие чувство страха. Наконец, библейские образы страха связаны с целой галереей персонажей, испытавших памятные моменты страха. Мы находим более двухсот случаев, когда о библейском персонаже говорится, что он «испугался» или «убоялся» (или, как вариант, говорится, что он не испугался, но на самом деле обычно подразумевается, что он испытывает страх). Среди наиболее ярких примеров можно отметить Адама сразу после грехопадения (Бытие 3:10); Сарру, когда небесный посланник застал ее подслушивающей (Бытие 18:15); Лота и его дочерей, боявшихся жить в Сигоре (Бытие 19:30); Иакова после того, как он увидел во сне лестницу (Бытие 28:17); Моисея после убийства египтянина (Исход 2:14) и у горящего куста (Исход 3:6); Аарона и израильтян, когда они увидели сияющее лицо Моисея (Исход 34:30); Гедеона, разрушившего ночью жертвенник Ваалу (Книга Судей 6:27); юного Самуила, получившего видение о сыновьях Илия (1-я Царств 3:15); Давида у Анхуса (1-я Царств 21:12) и во время переноса Божьего ковчега (2-я Царств 6:9); Илию, когда Иезавель поклялась убить его (3-я Царств 19:3); моряков, когда Бог наказал Иону бурей за побег (Иона 1:5); учеников, когда они попали в бурю на озере (От Матфея 8:26; От Марка 4:40-41) и когда Иисус ходил по воде (От Матфея 14:27; От Марка 6:50); женщин у пустого гроба (От Матфея 28:10; От Марка 16:8); пастухов во время Рождества, когда им явился ангел (От Луки 2:9-10), и учеников во время преображения (От Луки 9:34).

См. также: ДРОЖЬ, ПЛАВЛЕНИЕ, СТРАХ БОЖИЙ, УЖАСНЫЕ ИСТОРИИ.

Библиография: E.W.Conrad, Fear Not Warrior: A Study of altira. Periscopes in the Hebrew Scriptures (Chico, CA: Scholars Press, 1985).