СТРАЖА, СТРАЖНИКИ, ТЕЛОХРАНИТЕЛИ (GUARD) Словарь библейских образов

В Древнем мире стража играла важную роль, и в Библии ее значение отражается в более 150 (180 в переводе NIV) упоминаний о страже или стражниках. Стража обеспечивала охрану правителей, их владений и проведение в жизнь их указов. На Ближнем Востоке ее содержали все власть предержащие: египетские фараоны (Бытие 40:4), вавилонские цари (Даниил 2:14) и израильские правители (4-я Царств 11:4-6). Кроме того, стражники сторожили узников (Иеремия 32:2). В Новом Завете стражник был приставлен для охраны гроба Иисуса (От Матфея 27:65), а у Ирода Антипы были свои телохранители (От Марка 6:27). Ангелы служили Божьими стражниками, охранявшими вход в Едемский сад (Бытие 3:24) и хранившими израильтян в пустыне (Исход 23:20). Что еще более важно, Сам Бог выступает в роли хранителя Своего народа (Псалтирь 24:20; 85:2; 90:11; 96:10; Пр. 2:8).

По сути своей стражник был символом защиты и бодрствования. В его обязанности входили охрана порученных его наблюдению объектов от причинения им ущерба или недопущение побега заключенных. Темничный страж в Филиппах был готов покончить с собой, когда, проснувшись после землетрясения, подумал, что узники убежали (Деяния 16:27). Стражник олицетворял также силу. Эта сила исходила от власти, которой служил стражник. Царь Иудеи Ииуй приказал своим стражникам умертвить всех поклонников Ваала, что и было сделано (4-я Царств 10:25).

Эти образы защиты, бодрствования и силы внушали глубокое чувство безопасности верующему, который, подобно Павлу, уповал на Божью защиту. «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2-е Тимофею 1:12).

В образе стражника подразумевается также мысль о сопротивлении. Не будь врага, не было бы необходимости и в стражниках. Человеческие стражники служат как бы физическим задним планом духовного противоборства сатаны Богу и Его Царству. Поэтому христианам необходимо противостоять козням сатаны (К Ефесянам 6:10-18; 1-е Петра 5:8).

Метафорические образы порой напоминают психологические описания необходимости самодисциплины. Псалмопевец, например, молится: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Псалтирь 140:3). В Притчах в разных местах читаем, что разум будет охранять мудрого (Пр. 2:11), что необходимо хранить наставление (Пр. 4:13; ср. Пр. 7:2), сердце свое (Пр. 4:23), уста свои (Пр. 13:3), язык свой (Пр. 21:23) и душу свою (Пр. 22:5). В равной степени метафорическим выглядит заявление, что «правда хранит непорочного в пути» (Пр. 13:6).

См.также: БДИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, ЗАЩИТА, ТЕМНИЦА.