СПЯЩИЙ БОГ (SLEEPING GOD MOTIF) Словарь библейских образов

Представление о спящем божестве на первый взгляд кажется несовместимым с Библией. Ведь в Псалтирь 120:4 утверждается, что Бог не дремлет и не спит. Разумеется, образ спящего божества, в первую очередь, связывается с антропоморфизмом языческих религий. Наивысшего выражения в Библии он достигает в сцене, когда Илия во время своего столкновения с 450 пророками Ваала на горе Кармил в полдень начал насмехаться над ними. «Кричите громким голосом, – издевался Илия, – ибо он бог... может быть, и спит, так он проснется» (3-я Царств 18:27). Аналогичные насмешки встречаются и в пророческих обличениях идолопоклонников: «Горе тому, кто говорит дереву: “встань!” и бессловесному камню: “пробудись!”» (Аввакум 2:19).

Но и сама Библия не лишена антропоморфических образов: поэты рисуют образ Бога, Которого надо пробудить ото сна. Чаще всего такие места встречаются в псалмах жалобы, когда автор, придя в отчаяние от бездеятельности Бога, дает волю своим чувствам и изображает Бога спящим. «Пробудись!» – восклицает он в Псалтирь 7:7. И снова: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись» (Псалтирь 43:24). «Подвигнись, пробудись для суда моего» (Псалтирь 34:23; см. также Псалтирь 58:5-6).

В унисон с личными псалмами жалобы ветхозаветные пророки в аналогичных выражениях умоляют Бога освободить плененный народ. «Пробудись, пробудись, облекись крепостию, мышца Господня! Пробудись, как в дни древние» (Исаия 51:9 RSV). С помощью той же символики может выражаться и уверенность: «Ибо Он поднимается от святого жилища Своего» (Захария 2:13).

Как нам относиться к такому удивительному изображению спящего Бога в Библии? Оно вписывается в антропоморфическую картину, в которой Бог, хоть Он не материальное, а духовное существо, наделен человеческими свойствами, например, у Него есть мышца и уши, и Он ведет Себя как человек, например, изменяет решение или обоняет аромат приношений. Образ спящего Бога появляется в Библии в местах, где речь идет об угнетении человека или народа. Поэтому в изображении спящего Бога, Которого надо разбудить, выражаются человеческие эмоции, а не богословское понимание Бога.

См. также: СОН.

Библиография: B.F. Batto, «The Sleeping God: An Ancient Near Eastern Motif of Divine Sovereignty», Biblica 68 (1987) 153–177;

Т.Н. McAlpine, Sleep Human and Divine in the Old Testament (Sheffield: JSOT, 1987).

СРАЖЕНИЯ. См. Битвы.

СРАМ. См. Стыд.

ССУДА. См. Заем.

ССЫЛКА. См. Изгнание.