СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ПРАВОСУДИЕ (JUSTICE) Словарь библейских образов

В современных переводах Библии слова справедливый, справедливо и справедливость встречаются около сотни раз – в подавляющем большинстве случаев в Ветхом Завете и лишь изредка в Новом Завете. Справедливость – понятие, связанное с законом, поэтому Божья справедливость раскрывается, в основном, в Ветхом Завете. В Новом же Завете человек оправдывается по Божьей милости.

Справедливость – один из наиболее выдающихся атрибутов Бога в Писании. Бог раз за разом изображается эталоном справедливости и праведности, особенно в пророческих книгах (Исаия 28:6; 51:4–5; 61:8; Иеремия 9:24; 21:12; Иезекииль 34:16). Справедливы и праведны все Божьи пути: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Вт. 32:4; см. также Неемия 9:13,33; Исаия 58:2; От Иоанна 5:30; 2-е Фессалоникийцам 1:6). В праведных должна отражаться Божья справедливость, ибо Господь любит правду (Псалтирь 36:28; ср. Бытие 18:19; Вт. 27:19; Иеремия 22:3). Образ настолько тесно связан с самой природой Бога, что «злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Пр. 28:5).

Справедливость нередко изображается синонимом беспристрастности, но чаще она приравнивается к праведности (2-я Паралипоменон 12:6; Неемия 9:33; Иеремия 22:15; 23:5; 33:15; Иезекииль 18:5). Наглядный пример этому – бедствия Иова. Из Писания мы знаем, что Бог всегда справедлив (Вт. 32:4), тем не менее Его отношение к Иову не беспристрастно – он страдает по Божьей воле, несмотря на свою праведность. Иов ничем не заслужил такого наказания, однако он переживает боль и потери.

Но хотя Божий справедливый суд часто связывается с наказанием и гневом, важную роль в нем играет милость. Исаия пророчествовал, что «Сион спасется правосудием» (Исаия 1:27), а также: «Суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы» (Исаия 51:4-5; см. также Иеремия 30:11; Иезекииль 33:13-20; 34:16). Здесь справедливость связывается с искуплением и спасением, приносящими освобождение пленным и избавление угнетенным. Божья справедливость не бывает холодной, ибо Бог есть любовь. Она приносит радость (Пр. 21:15). В псалмах порой выражается восторженная радость от того, что Бог идет судить землю (Псалтирь 66:5; 95:12–13; 97:8–9). Прекрасным наглядным примером справедливости служит фигура Отрока в книге Исаии. Исаия пишет:

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой,

к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него,

и возвестит народам [справедливый] суд.

Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах.

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит;

будет производить суд по истине;

не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит

[справедливого] суда, и на закон Его будут уповать острова (Исаия 42:1-4).

Это описание справедливого суда и выразителя справедливости имеет неотразимую силу. Читателя завораживают сила и милосердие Отрока, и он испытывает страстное желание увидеть день Его пришествия. Справедливый суд носит здесь личный характер, в нем выражаются милосердие, любовь и освобождение, он полон правды, добра и святости. В этом отрывке подразумеваются чистота, истинность и верность, раскрывающие природу Божьей справедливости.

См. также: МИЛОСТЬ, СУД.