СОКРУШЕННОСТЬ, СОКРУШЕНИЕ (BROKENNESS) Словарь библейских образов

Образ сокрушения чаще всего используется в Библии для изображения человека, переполненного волнениями и тревогами. В Ветхом Завете эта мысль обычно выражается словами «сокрушен» сердцем или духом. В образе подразумеваются чувства боли и отчаяния, потеря надежды или благополучного состояния. Сокрушиться сердцем или духом можно в результате страданий, преследований или постигшего горя (Иов 17:1; Псалтирь 33:19; 68:21; 108:16; 146:3; Исаия 61:1; 65:14). Это может быть также вызвано осознанием последствий Божьего суда над грехами других людей (Иеремия 23:9; Иезекииль 21:6) или собственного греха (Псалтирь 50:19).

Во многих случаях сокрушенные люди обращаются за помощью к Богу. Они признаются в своем сокрушенном состоянии и молят о Божьем спасении или исповедуют веру в него (Псалтирь 33:18-19; 68:17–21; 108:16–21). Такая открытость побуждает Бога проявлять сострадание и залечивать раны сокрушенных сердцем (Исаия 61:1). В Псалтирь 146:2-3 псалмопевец использует образ исцеления сокрушенных сердцем с целью прославления Божьих спасительных дел для вернувшейся из плена общины в ее борьбе с политическим сопротивлением и с экономическими неурядицами.

В некоторых случаях сокрушенным показывается человек, отвечающий на побуждение Святого Духа к покаянию (Псалтирь 50:19; Исаия 57:15). Сокрушенный сердцем человек являет собой противоположность самодовольного и жестокосердного человека. Коренное различие между этими двумя типами людей заключается в их отношении к собственному греху. Суть в том, что сокрушенный сердцем кается.

Показательны в этом смысле рассказы о жизни двух царей, Саула и Давида, в 1 и 2 Царств. Оба они не исполняли Божью волю. Саул нарушил данные Самуилом указания дождаться его для совершения жертвоприношения (1-я Царств 13:8-10) и, несмотря на данное ему повеление, не истребил царя амаликитян и его скот (1-я Царств 15:7-9). Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией и для прикрытия прелюбодеяния устроил так, что ее благородный муж погиб в бою (2-я Царств 11:1-27). Оба предстали перед Божьими пророками, призвавшими их к исповеданию греха (1-я Царств 13:11; 15:17–19; 2-я Царств 12:1-12). Многих современных читателей, считающих, что Давид совершил более серьезные преступления, чем Саул, поражает, что Саул лишился царства (1-я Царств 13:13-14; 15:26–29), а Давид получил прощение (2-я Царств 12:13).

Эта кажущаяся несправедливость объясняется их разной реакцией на совершенный грех. В ответ на обвинения Самуила Саул начал с пререкания, а затем согласился: «Согрешил я» (1-я Царств 15:24,30). Такое частичное покаяние (с еврейского языка эти слова можно перевести: «Я нарушил обрядовые правила») и его реакция в целом – самооправдание, попытка снять с себя ответственность, желание избежать последствий совершенного поступка, а не самого зла (1-я Царств 15:15,2030) – раскрывают сердце, сопротивляющееся Божьему решению.

Реакция Давида на притчу Нафана, обличающую его грех, являет собой полную противоположность. Давид просто сказал без каких-либо оговорок, протестов или попыток оправдаться: «Согрешил я пред Господом» (2-я Царств 12:13). В отличие от Саула, Давид был по-настоящему сокрушен Божьим решением в отношении него, что подтверждает правильность библейской оценки Давида как человека по сердцу Божьему (1-я Царств 13:14; Деяния 13:22).

В начале публичного служения Иисус сослался на Исаия 61:1 для объяснения значения Своей миссии (От Луки 4:18-19). Впоследствии Он уделял большое внимание залечиванию ран сокрушенных сердцем, заботясь о духовно «больных» (От Матфея 9:12; От Марка 2:17; От Луки 5:31), призывая к покаянию (От Матфея 4:17; От Марка 1:15; От Луки 13:3), милостиво относясь к грешникам (От Луки 7:36-50; 19:1–10) и рассказывая притчи о принятии раскаявшихся (От Луки 15:11-32; 18:9–14).

См. также: ГРЕХ, КАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ, ПЛАВЛЕНИЕ, СЕРДЦЕ, СЛАБОСТЬ, СТРАДАНИЕ.