СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО (BUILD, BUILDING) Словарь библейских образов

В созидании выражается внутренне присущее человеку побуждение установить свой порядок и контроль над материей окружающего нас мира. Созидание подразумевает сопротивление силам инерции и разложения и стремление к удовлетворению глубоко укоренившейся в человеке потребности создания чего-то осязаемого и прочного. Возведенная постройка символизирует успех.

Большинство из примерно четырехсот библейских упоминаний о строительстве относится к буквальному процессу или результату возведения материальных объектов. В Библии мы читаем о строительстве городов, башен, овчарен, домов, дорог, крепостей, стен и гробниц. Чаще всего строятся жертвенники – около пятидесяти упоминаний. Иногда указываются строительные материалы, такие как камень, кирпич или дерево (Неемия 4:3, Амос 5:11; 3-я Царств 15:22), а в случае с более дорогими постройками – серебро, бронза (медь) и железо (1-я Паралипоменон 22:16). Особенно много рассказов о строительстве в книгах, где описывается возведение и восстановление храма (3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии), и в пророческих книгах (где в картине строительства выражается либо позитивный образ благословения, либо предсказание о суде). Эти описания деятельного строительства показывают, в основном, трудолюбие человека и достижение им своих целей, в соответствии с мыслью, высказанной в Екклесиаст 3:3, что бывает «время строить». В изображении человеческого усердия присутствуют также дополнительные оттенки твердого религиозного самосознания и упования на Божье провидение, выраженного в словах псалмопевца: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Псалтирь 126:1).

Помимо образов строительной деятельности человека, строителем в Библии показан Бог. Он, прежде всего, создает материальные объекты. Во времена, когда между работой архитектора и строителя не проводилось различия, Бог изображался мудрым строителем всего мироздания. Творение – дело рук Бога: «Моя рука основала землю» (Исаия 48:13). Творческая работа Бога изображается как закладка основания и верхних перекрытий (Псалтирь 101:26; 103:3), как определение размеров, придание очертаний, утверждение оснований, закладка краеугольного камня (Иов 38:4-6) и устройство горних чертогов (Амос 9:6). Мы видим также прямые ссылки на использование Богом таких приспособлений и инструментов, как линейка, мерная лента, черпак и весы (Исаия 40:12; Иеремия 32:10; Иов 26:10; 38:4–7).

В этих образах прославляются тщательное планирование Богом работы по сотворению мира, а также сложность и надежность сотворенного порядка. В книгах мудрости и в псалмах Божья работа по созиданию творения связывается с Его непревзойденными знаниями (Иов 38:4; Псалтирь 135:5) и мудростью (Пр. 3:19–20). Наиболее полное поэтическое выражение эта тема находит в ярком образе персонифицированной Премудрости, которая была при Боге искусной и радостной художницей (Пр. 8:27–31), – в этом отрывке предвосхищается новозаветный образ Слова и Христа, активно участвовавшего в работе по сотворению всего сущего (От Иоанна 1:1-5; К Колоссянам 1:15-17; 2:3; ср. 1-е Коринфянам 8:6).

Бог изображается не только Строителем видимого мира, но также созидателем Иерусалима (Псалтирь 146:2) и Хранителем остатка Иудеи (Иеремия 31:4,28). Кроме того, Бог дает такие подробные инструкции для возведения скинии и храма, что в конечном счете Он предстает главным строителем этих святых мест.

Переходя к более метафорическим образам Бога как строителя, мы видим, что Он созидает основания для общественной жизни Своего народа. Так, в пророческих видениях искупления Бог создает надежные условия для жизни Своего народа (Псалтирь 68:36; Исаия 44:26; 65:1–21; Иезекииль 28:26). В самом спасении заложена идея, связанная с Божьими строительными планами (Исаия 26:1-2).

Еще большее духовное значение эта тема приобретает в Новом Завете, где мы часто видим образы, связанные с возведением храма. Христиане называются «Божьим строением» (1-е Коринфянам 3:9), «укорененными и утвержденными» во Христе (К Колоссянам 2:7). Церковь – дом Божий (1-е Тимофею 3:15), стоящий на твердом Божьем основании (2-е Тимофею 2:19). Этот дом утвержден «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (К Ефесянам 2:20-22). Каждый христианин (1-е Коринфянам 3:16-17; 6:19) и все христиане в целом (2-е Коринфянам 6:16) представляют собой храм Божий. Иисус обещал «создать» церковь на камне исповедания Петра, который сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (От Матфея 16:16-18).

Образ строительства используется также для изображения жизни, которую избирает человек, принимая или отвергая пути Божьи. Иисус показывает яркие образы благоразумного и безрассудного строителя (От Матфея 7:24-27; От Луки 6:47-49; ср. с притчами Иисуса о строителях в От Луки 12:13-21; 14:28–30). Христиане строят на основании Иисуса Христа, но соответствие материала, из которого они строят, будет испытано в судный день (1-е Коринфянам 3:10-15).

К этому можно добавить еще ряд мест, памятуя, что слово назидание тоже связано с идеей созидания, строительства (напр., К Римлянам 15:2; 1-е Коринфянам 14:5,26; К Ефесянам 4:29). Есть также стихи, где речь идет о «назидании» или «созидании» Тела Христова, то есть церкви (К Римлянам 14:19; 1-е Коринфянам 8:1; 10:23; 14:3, 12; 2-е Коринфянам 10:8; 12:19; 13:10; К Ефесянам 4:12; 1-е Фессалоникийцам 5:11).

В основе этих ссылок на церковь как на строение лежит понимание, что «устроивший все есть Бог» (К Евреям 3:4). Его высшее достижение – строительство небесного «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (К Евреям 11:10), затмевающего своей славой все, что только можно себе представить (Откровение 21:11), манящего к себе дома с множеством обителей, приготовленных Самим Христом (От Иоанна 14:2)

См. также: БАШНЯ, ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ, ГОРОД, ДРЕВЕСИНА, ЖЕРТВЕННИК, КИРПИЧ, КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ, КРЕПОСТЬ, СТЕНА, ХРАМ.

СОКРОВЕННОЕ. См. СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ.