СОБАКИ, ПСЫ (DOGS) Словарь библейских образов

В западном понимании выражение «собачья жизнь» связывается с жизнью, лишенной забот, но в библейском контексте читатель видит в нем образы убожества, мрачной нищеты и жизни изгоя на самом низу общественной лестницы.

При изображении собак неоднократно обращается внимание на их отвратительную и неподходящую пищу. Они пожирают объедки с человеческого стола, которые обычно бывают просто крохами (От Матфея 15:26-27; От Марка 7:27-28). Никому не придет в голову давать им качественную провизию (От Матфея 7:6). Поэтому собаки всегда голодны и постоянно рыщут в поисках пищи. Поскольку находят они только отбросы, они могут питаться самыми отвратительными (Пр. 26:11; 2-е Петра 2:22) или непригодными для человека вещами (Исход 22:31).

Среди всех одомашненных животных с особым отвращением относились к собакам, которые единственные могут поедать человеческие трупы, – отталкивающий для любого человека факт, использующийся в 3 и 4 Царств для выражения проклятия нечестивых правителей (3-я Царств 14:11; 16:4; 21:23–24; 4-я Царств 9:10,36). Находившийся в опасности псалмопевец соединяет эти черты воедино и следующим образом изображает своих врагов: «Пусть... воют, как псы, и ходят вокруг города. Пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи» (Псалтирь 58:15-16). Эта метафора используется также применительно к алчным лидерам Израиля: «И это псы, жадные душою, не знающие сытости» (Исаия 56:11).

Не удивительно, что образ пса в Библии не раз встречается в одном ряду со свиньей (Исаия 66:3; От Матфея 7:6; 2-е Петра 2:22) – отвратительное даже для животного мира поведение этих обрядово нечистых животных поражало своим безрассудством и даже эксцентричностью.

Указав, что человеческое существование «исполнено зла» (Екклесиаст 9:3), Когелет, основной выразитель мыслей в книге, затем заявил, что лучше быть живому, чем мертвому, хотя это и достаточно относительно, так как «и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Екклесиаст 9:4).

Следовательно, определение человеком себя самого как пса означает желание подчеркнуть свое жалкое положение не имеющего ценности существа («мертвый пес», 1-я Царств 24:15; 2-я Царств 9:8) или неуважительное отношение к себе (1-я Царств 17:43; 2-я Царств 3:8; 4-я Царств 8:13). Назвать псом другого человека значит оскорбить его, поставив на нижнюю ступень общественной лестницы (2-я Царств 16:9). Иисус, по-видимому, намеренно напомнил о чувствах иудеев по отношению к язычникам, когда на просьбу сирофиникиянки ответил словами: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить его псам» (От Марка 7:27). Но она, согласившись с таким названием и с преимуществом иудеев перед язычниками, ответила с верой: «Так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей» (От Марка 7:28). С другой стороны, Павел не жалел образных выражений, когда предостерегал филиппийцев против иудействующих, пытавшихся лишить их полного членства в Божьей семье: «Берегитесь псов» (К Филиппийцам 3:2).

См. также: ЖИВОТНЫЕ.

СОБЛАЗН. См. ОБОЛЬЩЕНИЕ.