СНЕГ (SNOW) Словарь библейских образов

Со снегом в Библии люди сталкивались редко. Снег иногда выпадал в Иерусалиме, расположенном на холме, но обычно его видели издалека на блистающих вершинах гор, таких как Селмон или Ливан (Псалтирь 67:15; Иеремия 18:14), и, возможно, поэтому библейские авторы порой придавали снегу трансцендентные качества. Учитывая климатические условия, малочисленность библейских ссылок на реальные снегопады выглядит вполне понятной; снег чаще всего используется как символ. Тем не менее двадцать пять библейских упоминаний о снеге показывают, что он занимал важное место в воображении авторов.

В том, что снегопад был редким явлением, можно убедиться из рассказа о Ванее, «муже храбром, великом по делам» (2-я Царств 23:20). Один из его подвигов заключался в убийстве льва во рве «в снежное время» (2-я Царств 23:20; см. ОХОТА) – эта деталь свидетельствует, что снегопад был явлением, достойным упоминания. Когда библейский поэт говорит, что Бог «дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел» (Псалтирь 147:5), имеется в виду, что Бог управляет таинственными и вызывающими трепет (поскольку с ними редко сталкивались) силами природы с такой же легкостью, как человек выполняет свои обычные повседневные обязанности. В климатических условиях, в которых снег выпадал лишь раз в несколько лет и вызывал трудности для неподготовленных к нему людей, снег, естественно, ставился в один ряд с другими грозными и враждебными силами природы – огнем, градом, морозом и бурным ветром (Псалтирь 148:8). Находчивость добродетельной и трудолюбивой жены в Пр. 31 отражается в факте, что она «не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Пр. 31:21). В вопросе, который голос из бури задает Иову, сочетаются образы тайны и силы: «Входил ли ты в хранилища снега... которые берегу Я на время смутное?..» (Иов 38:22-23; ср. Иов 37:6, где Бог посылает снег, просто сказав ему, чтобы он шел).

В метафорических образах снега основное значение придается его белизне. Цвет проказы трижды сравнивается с белизной снега (Исход 4:6; Числа 12:10; 4-я Царств 5:27). Белизна связывается с чистотой в местах, где со снегом сравнивается прощение греха (Псалтирь 50:9; Исаия 1:18). Белизна снега и молока присутствует в идеализированном изображении процветающих князей (Плач Иеремии 4:7). Самый примечательный образ белизны снега мы видим в картинах трансцендентного блистания Самого Бога (Даниил 7:9), Христа во время преображения (От Марка 9:3), ангела, явившегося при воскресении (От Матфея 28:3), и Христа, стоящего среди светильников в видении Иоанна (Откровение 1:14).

Используются при создании образов и другие качества снега. Снег связывается с морозом (Псалтирь 147:5-6; 148:8; Пр. 31:21), с освежающей прохладой (Пр. 25:13; см. ПОГОДА). Тот факт, что снег падает на землю и остается на ней, способствуя росту зерна, Исаия использует для выражения мысли, что слово Божье не возвращается к Нему тщетным, но совершает то, для чего оно было предназначено (Исаия 55:10-11). А картина быстро тающего при высокой температуре снега присутствует в Иова 24:19 как образ погибели грешников.

Для людей, живущих в местности, где снег обильно выпадает каждую зиму, его образ выглядит вполне обычным. Но для авторов Библии снег, напротив, приобретает качества чего-то редкого, экзотического, необычного и блистательного.

См. также: БЕЛЫЙ ЦВЕТ, ГРАД, ЛИВАН, ПОГОДА, ЧИСТОТА, ШЕРСТЬ.