СКОТ (CATTLE) Словарь библейских образов

Скот занимал центральное место в экономической жизни народов в библейские времена. Он использовался для разных целей, в том числе для пахоты (Вт. 22:10; 1-я Царств 11:5), молотьбы (Вт. 25:4), как тягловая сила (1-я Царств 6:7), как источник молока (Вт. 32:14; Исаия 7:22) и мяса (1-я Царств 28:24), а также для жертвоприношений (Левит 1:2). Скот символизировал благосостояние, и забота о нем предписывалась законом Моисея (Исход 20:10; Левит 19:19; Вт. 22:10; 25:4). В конечном счете, «скот на тысяче гор» принадлежит Богу (Псалтирь 49:10).

Обладание большими стадами было признаком богатства (Бытие 13:2; Иов 1:3; Екклесиаст 2:7). В образе семи тучных и семи худых коров во сне фараона (Бытие 41:1-4) выражалось предзнаменование благоденствия и бедствий всего Египта. С наличием домашнего скота часто связывалось Божье благословение в ответ на повиновение (Вт. 7:14; 28:4; 30:9; Захария 2:4). Добыча скота у врага считалась одним из естественных результатов победоносной войны (Вт. 2:35; 3:7; 20:14; Иисус Навин 8:2; 1-я Царств 23:5). И, напротив, в уменьшении поголовья скота или в его уничтожении выражалось недовольство Бога (Левит 26:22; Вт. 28:51; Иеремия 5:17). В одной из своих речей Иов подверг критике традиционное представление, что успех в разведении скота основывается на праведности. Он сказал о нечестивцах: «Вол их оплодотворяет, и не извергает; корова их зачинает, и не выкидывает» (Иов 21:10).

С образом скота как Божьего благословения тесно связано представление о Божьей защите скота. Исаия пророчествовал о Божьей заботе о скоте в будущем мессианском царстве (Исаия 65:10). В конце Книги Ионы Господь выговаривает пророку за недостаточное сочувствие ниневитянам, противопоставляя его поведение Своей заботе о скоте (Иона 4:11).

В рассказах библейских авторов образ того или иного домашнего животного часто используется в метафорическом или символическом смысле. В песне Моисея крепость колен Ефрема и Манассии сравнивается с силой первородного тельца (Вт. 33:17). В Псалтирь 67:31 псалмопевец сравнивает силу Египта со «стадом волов среди тельцов народов». Вполне возможно, что в образах теленка и коровы в Исаия 11:6-7 выражается мысль о слабых и безобидных народах на земле, которые будут мирно сосуществовать в мессианском царстве с более агрессивными народами.

Васанские тельцы славились своим отменным качеством. Поэтому псалмопевец сравнивает своих противников с тучными васанскими тельцами (Псалтирь 21:13). Иезекииль, призывая питающихся падалью животных насытиться телами полчища Гога, говорит, что этот пир будет подобен поеданию животных, откормленных на Васане (Иезекииль 39:18). Амос вполне уместно называет самарийских дам «телицами Васанскими», обличая их леность, злоупотребление своим положением и невоздержанность (Амос 4:1).

Буйный характер тельцов делал их вполне подходящим символом освобождения Божьего народа от угнетения в день Господень: «Вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Малахия 4:2; см. также Псалтирь 28:6). Тельцы также приносились в жертву (Левит 22:27; Числа 23:1). В Иеремия 34:18 показан пример использования тельца в официальной церемонии заключения завета, в ходе которой люди проходили между рассеченными частями заколотого тельца и произносили клятву. В известных случаях использования тельцов как идолов в пустыне (Исход 32) и в Северном Царстве Израиля Иеровоамом (3-я Царств 12:28-33) отражается, возможно, образ египетского бога Аписа в облике быка или хананейское представление о богах, передвигающихся на быках или тельцах.

Ценность представляла каждая голова скота, поэтому теленка закалывали только в исключительных случаях. Питание мясом тучных тельцов Амос изображает как проявление излишества (Амос 6:4). В притче о блудном сыне решение отца заколоть откормленного теленка показывает, что он отнесся к возвращению сына как к большому празднику (От Луки 15:23).

См. также: БЫК, ЖИВОТНЫЕ, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК.