СКОРБЬ, ГОРЕ (AFFLICTION; GRIEF) Словарь библейских образов

На современном языке скорбь понимается как долговременное страдание или мучение. Такое определение оказывает значительную помощь в постижении смысла различных библейских образов скорби. В наиболее глубоком смысле скорбь есть отражение грехопадения творения. Бог создал мир хорошим (Бытие 12), однако после падения в него вошел грех (Бытие 3; К Римлянам 8:20). В результате бунта Адама и Евы (К Римлянам 5:12,19) человечество унаследовало состояние постоянной скорби, то есть греха, являющегося причиной страданий и печалей. Таким образом, скорбь – обычное человеческое положение. Кроме того, в Библии показаны более конкретные образы скорби, конкретные проявления падшего состояния. Библейские образы скорби можно разделить на три категории – физические, эмоциональные и духовные страдания.

В Библии показаны яркие образы скорби – от картины Иова, сидящего в пепле, до образа Страдающего Раба в Книге Исаии, понесшего наши скорби и, тем не менее, отвергнутого. В современных переводах словом скорбь передаются разные еврейские и греческие слова, и сегодня оно относится прежде всего к душевным страданиям. Но в Библии это понятие распространяется как на эмоциональную, так и на физическую боль, в соответствии с еврейским представлением о человеке как о едином целом. Скорбь может быть вызвана сожалением о личном (Псалтирь 50:2-6) или коллективном (Плач Иеремии 3:51) грехе, а также реакцией на страдания отдельного человека (Псалтирь 34:14) или какой-то категории людей (Иов 30:25). Она проявляется через выразительные внутренние и внешние переживания. Ее острый и мучительный характер раскрывается в библейских изображениях мужчин и женщин, охваченных скорбью.

Узнав о смерти всех своих сыновей и дочерей, Иов в знак скорби разодрал свою одежду и остриг голову (Иов 1:20). Он сел в пепел, тело его покрылось язвами. Друзья нашли его почти неузнаваемым и, выражая сочувствие, тоже разодрали свои одежды и начали бросать пыль над головами (Иов 2:12). Скорбь Давида проявилась в словах и делах. Он сказал, как она отразилась на его жизни: «Иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя» (Псалтирь 30:10). Услышав, что Авессалом убил всех его сыновей, Давид разодрал свои одежды и пал на землю (2-я Царств 13:31). В стенаниях «сын мой, сын мой» выразился незабываемый образ его горя, когда он оплакивал смерть Авессалома (2-я Царств 18:33).

Но наиболее выразительный пример скорби являет собой образ Страдающего Раба. Будучи презираемым и отвергнутым, Он понес скорби других людей и тем самым исцелил их (Исаия 53:3-5). Используемое здесь в английских переводах слово скорбь буквально означает «немощь», но немощь эта не только физическая, но также духовная и душевная. Став воплощением Страдающего Раба, Христос подвергся физическим и душевным скорбям и исцелял болезни как тела, так и души.

Наряду с Иовом и Давидом, скорбь в Библии переживали многие другие персонажи, демонстративно разрывавшие свои одежды резким жестом, служившим внешним показателем их внутренних чувств. В этом наносящем материальный ущерб действии раскрывалось внезапно охватившее человека эмоциональное состояние, которое затмевало все обычные заботы, в том числе касающиеся соблюдения приличий и сохранности своего имущества. Носивший разодранные одежды человек давал понять, что в его жизни тоже произошли необратимые изменения в худшую сторону. Или же он выражал желание разделить горе другого человека, как, например, Хусий, разодранные одежды которого свидетельствовали о его сочувствии царю (2-я Царств 15:32).

Внезапная потеря или страх перед ней приводили человека в глубокую печаль. В рассказе об Иосифе Рувим и Иаков разодрали свои одежды, решив, что Иосиф мертв (Бытие 37:29,34). То же самое сделали все братья, испугавшись за судьбу Вениамина, в мешке которого нашли серебряную чашу Иосифа (Бытие 44:13). Иеффай разодрал свою одежду, скорбя о дочери (Книга Судей 11:35). Когда Фамарь изнасиловал и прогнал ее брат Амнон, она разодрала свою «разноцветную одежду» (2-я Царств 13:19).

В некоторых случаях раздирать одежды побуждали оскорбления Бога или угрозы благополучию Его народа. Так было с Иисусом Навином и Халевом (Числа 14:6); с людьми Езекии, передавшими угрозы Сеннахирима (4-я Царств 18:37); с самим Езекией (4-я Царств 19:1); с Иосией (4-я Царств 22:11); с Мардохеем (Есфирь 4:1) и Ездрой (Ездра 9:3). Варнава и Павел тоже в отчаянии разодрали свои одежды, когда в Листре их начали приветствовать как богов (Деяния 14:14).

Действия Иосии Бог нашел соответствующими расположению его сердца: «Так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом... и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя» (4-я Царств 22:19). Но в некоторых случаях разодранные одежды носили просто для соблюдения обычая. Поэтому пророк Иоиль наставлял Израиль: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоиль 2:13).

Одной из распространенных причин горестей было неповиновение детей Божьим законам. «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Пр. 17:25). Хеттейские жены Исава были в тягость Исааку и Ревекке (Бытие 26:35). Нечестивых сыновей Илия Бог пощадил, чтобы мучилась его душа (1-я Царств 2:33). Давид познал боль, которую причиняют непокорные дети (2-я Царств 13:21; 15:30). Бог тоже горевал из-за непокорных детей Израиля (Псалтирь 77:40). Верой во Христа Павел заклинал Божьих детей «не оскорблять Святого Духа Божия» (К Ефесянам 4:30).

О скорби говорится во многих псалмах (Псалтирь 9; 35; 71; 106), однако особенно наглядно мучительная борьба Давида изображена в Псалтирь 24 и 50. В физическом плане псалмопевец сталкивается с такими невзгодами, как болезнь и изнеможение (Псалтирь 24:16-18,20). Он боится также физической угрозы со стороны врагов (Псалтирь 24:2). Эмоциональные страдания выражены в покаянной молитве Давида в Псалтирь 50. Его борьба с грехом привлекает внимание к эмоциональной стороне скорби. Его не покидает мысль об угрозе злонамеренных слов и действий со стороны врагов (Псалтирь 24:19). В духовном плане псалмопевец стремится получить прощение грехов (Псалтирь 24:7,11,18), чтобы выйти из своего бедственного состояния (Псалтирь 24:16-18; 50:1–4).

В Новом Завете всестороннее представление о трудностях, с которыми сталкивался Павел, дают шесть составленных им «перечней страданий» (К Римлянам 8:35; 1-е Коринфянам 4:9-13; 2-е Коринфянам 4:8-9; 6:4–5; 11:23–29; 12:10). В каждом из этих перечней показан широкий спектр физических недугов, эмоциональных преград и духовных препятствий: от «скорби» (К Римлянам 8:35) до «голода» (1-е Коринфянам 4:11), от «гонений» (2-е Коринфянам 4:9) до «темницы» (2-е Коринфянам 6:5), от «кораблекрушения» (2-е Коринфянам 11:25) до «нужды» (2-е Коринфянам 12:10). Эти перечни страданий демонстрируют размах человеческих скорбей в библейские времена.

В Библии показаны три цели человеческих страданий. Одна из них – дисциплинарная. Коль скоро Бог есть Отец, Он наказывает Своих детей, когда они проявляют непослушание (Пр. 3; К Евреям 12). Это наказание может быть превентивным, как в случае с Павлом, получившим «жало в плоть», чтобы он не превозносился (2-е Коринфянам 12). В то же время в Библии ясно дается понять, что эти дисциплинарные меры не носят карательного характера. Давид получил заверение, что, хотя его сын умрет, совершенное им прелюбодеяние прощено (2-я Царств 12:13-14; ср. 2-е Коринфянам 12:9-10). Тем самым в подобных наказаниях проявляется любовь Бога к Своему народу.

Кроме того, скорбь приводит человека к освящению. Пережитые Давидом страдания снова показали ему необходимость послушания Богу (Псалтирь 118:67), научили его уставам Бога Псалтирь 118:71), продемонстрировали ему силу Писания (Псалтирь 118:50,92) и праведность Бога (Псалтирь 118:75). Страдания христиан подобны страданиям Христа, и тем самым подтверждается мысль, что мы соединены с Ним (От Марка 10:39; К Римлянам 8:17; 2-е Коринфянам 1:5; К Филиппийцам 1:29; 3:10; 1-е Петра 1:6-7; 4:1–2, 13). Павел пишет, что страдание – неотъемлемая часть христианской жизни (К Колоссянам 1:24). Состояние скорби способствует познанию и более глубокому пониманию учения Христа (К Филиппийцам 4:12-13; Иакова 1:2-5).

В некоторых случаях цель скорбей человеческих заключается просто в провозглашении Божьей славы. Классический пример тому – Иов. Когда сатана обвинил Иова в том, что он служит Богу только из-за тех благодеяний, которыми Он окружил его, Бог позволил сатане разрушить их (Иов 1:6-12). В конце испытания Иов получил от Бога только вопросы, но не объяснение, почему Он позволил сатане причинить ему страдания (Иов 3841). Иов переживал их исключительно ради Божьей славы.

Скорбь – не улица с односторонним движением. В Библии показаны и Божьи страдания. Бог скорбит, когда Его народ грешит (Бытие 6:6-7; Иеремия 9:1-2). Он страдает, когда Его народ подвергается притеснениям (Книга Судей 10:16; Исаия 63:9; Деяния 9:4-5). Он во Христе через страдания спас Свой народ, приняв его скорбь на Себя (Исаия 53:1-4; К Евреям 4:14-16) и остановив Божий гнев, направленный против его грехов (Исаия 53:5-12).

Библия говорит о человеческих скорбях как о результате беззаконий, совершаемых самим человеком (Псалтирь 106:17). Бог, однако, «не забывает вопля угнетенных» (Псалтирь 9:13), Он «защищает скорбящих» (Псалтирь 71:4 {«судит нищих народа»}). В конечном счете, страдания за Христа – высокая честь (К Филиппийцам 1:29), поскольку страдалец может уповать на Божье обетование, что «сила Моя совершается в [нашей] немощи» (2-е Коринфянам 12:9). По окончании времени скорбь сменится радостью, то есть своей противоположностью. На вечере Господней Иисус сказал ученикам, что «печаль ваша в радость будет» и что «радости вашей никто не отнимет у вас» (От Иоанна 16:20,22). Петр пишет о необходимости для верующих радоваться в надежде, даже если они сейчас испытывают скорбь от всяческих гонений (1-е Петра 1:6). На небе всякая скорбь исчезнет – в вечности будет только радость (Откровение 21:4).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, БОЛЬ, ГОНЕНИЯ, МАТЬ, ОТЕЦ, ПЕПЕЛ, СМЕРТЬ, СТРАДАНИЕ, СТРАДАЮЩИЙ РАБ, СТРАСТИ ХРИСТОВЫ, УГНЕТЕНИЕ.