СИРОТА (ORPHAN) Словарь библейских образов

О сиротах в Писании упоминается более сорока раз. Еврейское слово «сирота» относится к ребенку, оставшемуся без отца, независимо от того, жива мать или нет (см. Иов 24:9). В израильском обществе безотцовщина означала бедность и обездоленность. Практически все библейские ссылки на сироту относятся к сиротам в буквальном смысле; однако в ряде случаев образ сироты служит выражением утраты, уязвимости и разрыва общественных связей.

В патриархальной среде израильского общества отец был источником обеспечения и защиты. Без него как жена, так и дети оказывались в ненадежном положении. Вот почему в Писании так часто упоминается о тяжелой участи вдов и сирот.

В библейском образе сироты подчеркивается большая потребность в поддержке. Сирот защищает Сам Бог (Вт. 10:18; Псалтирь 9:35,3839; 67:6; Пр. 23:10–11). Божья забота выражается прежде всего в Его законах и заповедях. В своем отношении к сиротам израильтяне должны были олицетворять Божье сострадание и справедливость (Вт. 14:28–29; 16:11, 14; 24:17–22; 26:12–15). В пророческих книгах, однако, раскрывается, что Израиль не исполнял этой роли и подвергался за это суду (Исаия 1:23; Иеремия 7:6; Иезекииль 22:7). Угнетение израильтянами сирот Малахия связывает с отсутствием страха Божьего (Малахия 3:5). Пророческие призывы Израиля к покаянию и обновлению включали требования надлежащей заботы о сиротах (Исаия 1:17; Иеремия 7:6; 22:3; Захария 7:10).

В обещании Иисуса ученикам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (От Иоанна 14:18) подразумевалось, что Его уход оставит их в отчаянном положении. Но Его собственное воскресение и пришествие Святого Духа обеспечат защиту и попечение находившимся в уязвимом положении ученикам. Забота о сиротах имела такое важное значение, что в свою характеристику «чистого и непорочного благочестия» Иаков включил необходимость заботиться о сиротах (Иакова 1:27).

См. также: ВДОВА, МАТЬ, ОТЕЦ, РЕБЕНОК, УСЫНОВЛЕНИЕ.