СИНАЙ (SINAI) Словарь библейских образов

У горы Синай, известной также как Хорив (Исход 17:6; 33:6), Израиль через Моисея получил закон. В Исходе она называется «горой Божией» (Исход 3:1), а в Числах она однажды названа «горой Господней» (Числа 10:33). Данные о ее высоте и физическом облике не имеют значения и не приводятся (о ее точном местоположении можно только гадать), но тот факт, что она находится в пустыне, неизбежно вызывает в воображении образ суровых, бесплодных скал.

Основное значение Синая связано с его расположением в месте откровения, где Израиль встретился с Богом и где небо на время соединилось с землей. Следовательно, это «земля святая» (Исход 3:5). Поэтому когда народ пришел к Синаю – цели исхода (Исход 3:12), – он должен был освятить себя омовением и половым воздержанием и не мог даже подойти близко к таинственной горе (Исход 19:10-15,21). Когда Бог (живущий на небе) сошел на гору, только Моисею (в некоторых случаях – вместе с Аароном) было позволено подниматься на нее (Исход 19:20), и это повторялось несколько раз. Там, в «густом мраке» (Исход 20:21 NIV), Бог открыл Моисею десять заповедей и остальной закон, а также – в ответ на просьбу Моисея – Себя Самого (Исход 33:12-23). Народ же, стоявший вдали, видел только дым и огонь и слышал гром и трубный звук; это напоминало землетрясение (Исход 19:18-19; 20:18). Как и Святое-святых, в которое позднее мог входить только первосвященник, Синай, благодаря Божьему присутствию, был святым местом, куда были допущены немногие.

Синай/Хорив постоянно присутствует в Исходе и Второзаконии, но о нем редко упоминается в последующих частях Библии. Это объясняется тем, что после откровения Моисею он не играет больше значительной роли в священной истории. В отличие от горы Сион, Синай не связывается тесно с последующими политическими и религиозными институтами – он принадлежит к прошлому.

Помимо Пятикнижия, о Синае/Хориве упоминается или намекается в двух видах отрывков – в тех, где говорится о законодательстве и связанных с ним событиях (Книга Судей 5:5; 3-я Царств 8:9; 2-я Паралипоменон 5:10; Неемия 9:13; Псалтирь 67:9; 105:19; От Матфея 4:4), и в тех, где человек как бы сравнивается с Моисеем. В отрывках последнего типа люди совершают на горе вещи, которые должны напоминать внимательному слушателю или читателю о том, что делал Моисей на Синае. Двумя наиболее показательными примерами служат 3-я Царств 19:8,12 (Илия, ср. Исход 33:21-23; 34:28; Вт. 9:9) и От Матфея 5:1-8 (Иисус, ср. Исход 19:3-14; 34:29 и т. д.; см. также От Иоанна 6:3). В случае с Иисусом мы видим Его как нового законодателя. Только что выйдя из пустыни, где Он противостоял искушениям сатаны в течение сорока дней и ночей (аналогия с сорока годами странствия израильтян по пустыне), Он дает закон Своему народу. В Галатам Павел развивает аллегорию Синая и вышнего Иерусалима, в которой Синай символизирует древний завет, рабство и «нынешний Иерусалим» в противоположность свободе в «вышнем Иерусалиме» (К Галатам 4:21-31). Можно также отметить использование образа Синая в К Евреям 12:18-29, где эта гора символизирует древний завет, а гора Сион – сменивший его новый завет.

См. также: ГОРА, ЗАКОН, МОИСЕЙ, ПУСТЫНЯ, СИОН, ТЕОФАНИЯ.

Библиография: J. Levenson, Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible (San Francisco: Harper & Row, 1987).