СИДЕНИЕ (SIT) Словарь библейских образов

В Библии более трехсот упоминаний о сидении, и в большинстве из них выражается просто положение сидя в отличие от стояния или хождения. Но в остальных случаях сидению придается особый и даже ритуальный смысл.

Наиболее видное место среди них занимает образ сидения у городских ворот, в котором присутствует правовой и законотворческий подтекст. У ворот древних городов заключались сделки, делались публичные объявления, с участием городских начальников обсуждались текущие дела, решались правовые или юридические вопросы. В этих условиях выражение «сидеть у ворот » означало, что человек занимает видное положение в городе, являясь, возможно, одним из старейшин, определяющих политику общины. К числу таких примеров относятся Лот (Бытие 19:1), Иов (Иов 29:7) и муж добродетельной жены в Пр. 31 (Пр. 31:23). Иногда у ворот города сидели цари (2-я Царств 18:24; 19:8). В параллельной конструкции из трех проявлений нечестивых дел в Псалтирь 1:1 наивысшим выражением зла представлено сидение в собрании развратителей. Во дворах царей тоже были ворота, и «сидеть» у царских ворот означало быть придворным – царским советником, обладающим привилегией доступа к царю, которого обычные граждане не имели. Таковым был Мардохей (Есфирь 2:19,21; 5:13; 6:10).

Другим особым седалищем был царский престол (3-я Царств 2:19; Есфирь 5:1). Сидение на престоле было царским эквивалентом сидения у ворот (3-я Царств 16:11; 22:10; Иеремия 22:30). Аналогичное значение имело сидение по правую руку (От Матфея 20:21; От Марка 14:62; К Евреям 1:3). Супруга царя могла сидеть рядом с ним, когда все остальные при дворе, по-видимому, стояли (Неемия 2:6).

Вне всякой связи с каким-то особым местом сидячее положение ассоциировалось с высокопоставленным человеком, обладающим властью или авторитетом. При рассмотрении правовых вопросов судьи сидели (Книга Судей 4:5; Руфь 4:1; Иеремия 26:10; Даниил 7:9). Люди сидели в ожидании прорицания от пророка (4-я Царств 4:38; Иезекииль 8:1). Мудрецы, учителя и раввины садились, когда учили (От Матфея 5:1; 13:1; 24:3; ср. Пр. 9:14). Наконец, сидеть считалось честью, когда занимавшие менее высокое положение стояли (Бытие 18:8; От Луки 12:37; Иакова 2:3). Последнее ритуальное значение выражалось в сидении в пепле в знак скорби (Иов 2:8; Иона 3:6; От Луки 10:13).

См. также: ВОЗЛЕЖАНИЕ, ЛЕЖАНИЕ, МЕСТО, ПАДЕНИЕ НИЦ, ПРЕСТОЛ, СТОЯНИЕ, ХОДЬБА.