СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ (SOW, SOWER, SOWING) Словарь библейских образов

В земледелии посевная является одним из основных видов работ, выбор времени сева обусловливается типом зерна, поэтому всему есть «свое время» (Екклесиаст 3:2). В Библии Бог предстает Тем, Кто наставляет земледельца правильно выполнять работу (Исаия 28:29). В одних случаях пахота и посев совершаются одновременно, а в других одно следует за другим, отчего некоторые зерна падают при дороге, на каменистые места или на заросшую тернием почву (От Марка 4:1-9).

Человеческое сеяние. В переносном смысле о сеянии говорится как о приведении в движение самых разных вещей. Как в Ветхом, так и в Новом Завете этот образ используется применительно к началу праведных или благотворительных дел (Пр. 11:18; Екклесиаст 11:1; Осия 10:12; ср. Иакова 3:18), распространению зла или раздоров (Иов 4:8; Пр. 6:14,19; 16:28; 22:8) и возложению на себя духовной задачи (К Галатам 6:8-9). В сочетании с жатвой этот образ используется в иносказаниях о связи между приложенными усилиями и полученным результатом, например, «что посеет человек, то и пожнет» (К Галатам 6:7), «пусть я сею, а другой ест» (Иов 31:8), «будешь сеять, а жать не будешь» (Михей 6:15; ср. От Иоанна 4:37) или «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Псалтирь 125:5; Пр. 22:8). Сеяние служит также метафорой даяния: если оно скудное, то будет иметь малую отдачу, а если щедрое, то принесет большую отдачу (2-е Коринфянам 9:7-10).

У Павла образ сеяния связывается с переходом от земной к небесной жизни. В 1-е Коринфянам 15:35-38 апостол вторит словам Иисуса о пшеничном зерне, которое должно упасть в землю, чтобы принести плоды (От Иоанна 12:24). Наше нынешнее состояние – физическое по форме и тленное по природе: в нем выражаются слабость и бесчестье. Будущая форма будет духовной и вечной: она будет излучать силу и славу (1-е Коринфянам 15:36-38,4244).

Божье сеяние. Иногда Бог метафорически изображается дающим зерно и делающим обильным посеянное (2-е Коринфянам 9:9-10) или сеятелем, как в случае, когда Он показан способствующим возрождению Израиля (Иеремия 31:27), умножающим его население, животных и города, а также творимое им добро (Иезекииль 36:9-11), чтобы доставить удовольствие Себе и народу (Осия 2:23). Образ используется, чтобы показать даяния Бога бедным (2-е Коринфянам 9:9; см. БЕДНОСТЬ), а также для предоставления людям возможности действовать праведно и для повышения этой способности (2-е Коринфянам 9:10).

В других местах сеятелем показан Иисус (От Матфея 13:37), семя символизирует Его слово (От Марка 4:14), а слушатели изображаются как различные виды почвы. Иисус использует такие образы аллегорически, чтобы показать, что благовестие часто падает на ожесточенные, неготовые или затуманенные мирскими понятиями сердца. Это, в сочетании с противодействием сатаны, трудностями и гонениями или тревогами, вожделениями и алчностью, не позволяет Слову пустить глубокие корни. Оно приносит плоды, только когда падает на действительно плодородную и возделанную землю, и тогда оно возрастает многократно (От Марка 4:1-9,1320).

В других притчах Иисус показывает, как Божья работа в мире возрастает, даже когда человек спит (От Марка 4:26-29), и как в результате любой человек получает пристанище (От Марка 4:30-32).

См. также: ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КОРЕНЬ, ПЛОД, СЕМЯ.

Библиография: R. Banks, God the Worker: Journeys into the Mind, Heart and Imagination of God (Valley Forge, PA: Judson, 1994).

СИДЕЛКА. См. Нянька.