СЕРДЦЕ (HEART) Словарь библейских образов

В древности очень мало знали о сердце, ритмическое биение которого поддерживало все жизненные функции, а прекращение биений означало смерть. В Библии упоминаний о сердце как о физическом органе немного, и они не вполне конкретны (напр., 4-я Царств 9:24), но, вместе с тем, слово сердце часто используется применительно к таким понятиям, как личность человека, интеллект, память, эмоции, желания и воля.

Личность человека. В метафорическом смысле образ сердца используется для выражения того непостижимого, что составляет человеческую сущность. В этом своем качестве оно выступает в роли антонима «плоти», или тела. Мы видим это в исповедании псалмопевца: «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Псалтирь 72:26).

Пользуясь современной терминологией, образ сердца часто используется в Библии для характеристики того, что позволяет нам самовыражаться, то есть человеческой личности. Иными словами, сердце символизирует динамические силы, делающие нас уникальными. Как таковое сердце может служить показателем нравственных качеств. Например, в Псалтирь 130:1 поэт заявляет, что сердце его «не надмевалось» (ср. 2-я Паралипоменон 32:26). Сердце может также быть «дурным» (1-я Царств 17:28) или «обманутым» (Исаия 44:20; ср. Иеремия 17:9).

В этом плане мы видим у библейских авторов и другие метафоры, связанные с сердцем. Сердце, еще не принадлежащее Богу, они называют «необрезанным» (Вт. 10:16; Иеремия 9:26; К Римлянам 2:29; см. ОБРЕЗАНИЕ). С другой стороны, из своекорыстного сердце может превратиться в богобоязненное. Иезекииль описывает процесс превращения сердца каменного в сердце плотяное (Иезекииль 11:19). В другом месте пророк изображает это изменение как получение «нового сердца» (Иезекииль 18:31).

Поскольку сердце служит выражением человеческой личности, при определении верности человека Бог смотрит на его сердце, а не на дела. Человек призывается искать Бога всем сердцем своим (Вт. 4:29; 6:5), так как именно на сердце смотрит Бог, когда хочет увидеть, принадлежит ли этот человек Ему (1-я Царств 16:7).

Личность человека формируется из разных аспектов его существа, в том числе мышления, памяти, чувств, желаний и воли. Неудивительно поэтому, что еврейское слово leb («сердце») служит образом, в котором выражаются и эти понятия.

Интеллект и память. Сейчас мы связываем мышление и память с мозгом, но в Библии мышление представляется производным от сердца. Псалмопевец рассматривает свое нынешнее трудное положение в свете прошлого. Вспоминая о своих песнях в ночи, он говорит: «Сердце мое размышляло, и дух мой испытывал» (Псалтирь 76:7 NIV). В Книге Бытие сказано, что перед потопом Бог увидел, «что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Бытие 6:5).

Когда в Библии речь идет о внутреннем диалоге, будь то о безмолвной молитве Богу или просто о мысленных рассуждениях, используется идиоматическое выражение «в сердце». Например, Анна молилась Богу «в сердце своем» (1-я Царств 1:13), а в Книге Екклесиаста мыслительный процесс учителя изображается как нечто сказанное «в сердце моем» (напр., Екклесиаст 2:1,15). Когда Мария стала свидетелем множества чудесных вещей, произошедших в связи с рождением Ее ребенка Иисуса, Она, как сказано, «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (От Луки 2:19).

Эмоции. По библейским представлениям, сердце служит источником, из которого проистекают эмоции. Сердце Аарона наполнилось радостью, когда он увидел Моисея (Исход 4:14). В Левит 19:17 Божий народ предупреждается о недопустимости вражды с братом «в сердце твоем». Страх изображается как расслабление сердца (Вт. 1:28), и тем самым подразумевается, что смелость тоже сердечное чувство (Псалтирь 26:3). Эти и многие другие эмоции – например, отчаяние (Вт. 28:65), печаль (Неемия 2:2), упование (Псалтирь 27:7) и гнев (Псалтирь 38:4) – исходят от сердца.

Сердце служит также выразителем желаний. Сердце {«душа»} злосчастного Сихема, сына Еммора Евеянина, «прилепилось к Дине», дочери Иакова (Бытие 34:3,8). Авенир спросил Давида, согласен ли тот, чтобы он привел в движение силы, которые позволят Давиду «царствовать над всеми, как желает сердце твое» (2-я Царств 3:21 {«душа твоя»}). Псалмопевец призывает слушателей обратиться к Богу, чтобы Он исполнил «желания» их сердца (Псалтирь 36:4).

Воля. Сердце не только думает и чувствует, помнит и желает, но также избирает линию поведения. Сам Иисус учил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (От Матфея 15:19). Упрямство человеческого сердца – тоже проявление воли (Вт. 2:30), и в связи с этим можно отметить многочисленные упоминания в Книге Исход об «ожесточении сердца» фараона (напр., Исход 4:21; 7:3; 8:15). Такое сердце отказывается делать выбор в соответствии с Божьей волей, и это в конечном счете привело египетского царя к погибели.

В положительном смысле в Библии говорится о сердце, побуждающем человека делать приношения Господу (Исход 25:2). Говорится также о «чистоте» человеческого сердца (3-я Царств 9:4) и о «сердце разумном» (3-я Царств 3:9).

Божье сердце. Наиболее выразительные, пожалуй, образы сердца относятся в Библии к Богу (Бытие 6:6; 8:21). В принципе они не отличаются от тех, которые используются применительно к человеку, и при этом не надо упускать из виду, что мы сотворены по образу Божьему (Бытие 1:26-27). В конце концов Бог есть личность мыслящая, проявляющая чувства, желания и делающая определенный выбор.

В этом отношении одним из самых интересных мест выглядит Осия 11. Пророк приводит слова Бога о том, что, наказывая Израиль за его неповиновение, Он не хочет истребить народ полностью. Принятие решения воздержаться от полного уничтожения далось нелегко; оно стало результатом внутренней борьбы:

Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!

Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема (Осия 11:8-9).

В следующих стихах изменение Своего решения Бог объясняет Своей Божественностью. Человек в гневе, естественно, проявляет склонность избирать путь уничтожения своих обидчиков. Но Бог есть Бог, а не человек, и в Нем одерживает верх благодать.

См. также: ЖЕСТКОСТЬ, КАМЕНЬ, ТЕЛО, УМ.

Библиография:

Н. W. Wolff, Anthropology of the Old Testament (Philadelphia: Fortress, 1974).