СВЯЗЫВАНИЕ (BIND, BOUND) Словарь библейских образов

Образ связывания, использованный в Библии свыше сотни раз, встречается на всем ее протяжении. Во многих случаях употребление этого понятия в прямом, буквальном смысле основывается на реалиях жизни в библейские времена. Связываются снопы (Бытие 37:7; Псалтирь 128:7), ослы привязываются к какому-то неподвижному предмету, например, к виноградной лозе (Бытие 49:11), повязывается пояс (Иов 12:18), веревками увязываются ковры и рулоны материи (Иезекииль 27:24). Здесь мы видим просто обычные реалии Древнего мира.

Образ связывания может иметь также правовой или договорной смысл обязательства. Связывается обязательством наемник (Исход 12:45; Левит 22:10), работник (Левит 25:6,40), человек, давший обет (Числа 30:4-13), человек, поручившийся за ближнего своего (Пр. 6:1), супруги по отношению друг к другу (1-е Коринфянам 7:27,39). Суть заключается в соединении с другим человеком договорными обязательствами. В более метафорическом смысле связывание становится образом иного рода соединения, например, когда любовь связывает другие добродетели в совершенной гармонии (К Колоссянам 3:14), или когда Иерусалим объявляется «городом, слитым в одно» (Псалтирь 121:3), или когда глупость «привязывается к сердцу юноши» (Пр. 22:15).

Наиболее наглядное выражение эти образы находят в картинах физического подчинения силой, обычно (но не всегда) в рассказах на военную тематику. Авраам связал Исаака, прежде чем положить его на жертвенник (Бытие 22:9). Нет ничего удивительного в том, что упоминания о связывании встречаются около десятка раз в рассказе о Самсоне. Царей вели в плен, связав оковами (4-я Царств 25:7; 2-я Паралипоменон 33:11; 36:6; Наум 3:10). Трех друзей Даниила связали, прежде чем бросить в раскаленную печь (Даниил 3:23). Образы связывания присутствуют также в рассказах о крестных муках Христа и о миссионерской деятельности Павла.

Еще одна группа образов относится к перевязыванию ран, в которой основное внимание уделяется метафорическому изображению Божьего сострадания к людям (Псалтирь 146:3; Исаия 30:26; 61:1; Иезекииль 34:4,16).

Наиболее таинственное и чисто богословское значение этот образ приобретает в словах Иисуса о связывании как об эффективном воздействии земных решений в духовных вопросах на небесную сферу. Вручив Петру символические «ключи Царства», Иисус сказал: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах» (От Матфея 16:19). Ту же самую формулировку Иисус использовал в речи о том, как надо относиться к разногласиям между верующими (От Матфея 18:18).

Образ связывания встречается также в эсхатологическом контексте. В притче Иисуса о свадебном пире гость, явившийся в ненадлежащей одежде, был связан и брошен во тьму внешнюю (От Матфея 22:13). При наступлении тысячелетнего царства дракон (сатана) связывается и низвергается в бездну (Откровение 20:1-3).

См. также: ВЫСВОБОЖДЕНИЕ.