СВИДЕТЕЛЬ (WITNESS) Словарь библейских образов

В современном западном обществе существует три типа свидетелей:

1) при подписании завещаний или других документов;

2) при расследовании преступлений или происшествий;

3) религиозные свидетели, которые каким-либо образом подтверждают истину, в которую верят. В библейском понимании слова «свидетель» присутствуют все три момента, но они связаны между собой гораздо теснее.

Первый (и основной) аспект появляется во многих отрывках, когда Бог, люди, письменные документы, небо и земля и прочие разнообразные объекты призываются в свидетели соглашения. Вооз сватается к Руфи (Руфь 4:9-11), а Иеремия покупает поле (Иеремия 32:10-12) в присутствии людей-свидетелей. Свидетелями соглашения между людьми или Богом и людьми могли выступить небольшое стадо (Бытие 21:30), груда камней (Бытие 31:48), специально построенный жертвенник (Иисус Навин 22:27-28), большой камень (Иисус Навин 24:27; 1-я Царств 6:18) или небеса и земля (Вт. 4:26; 30:19). Сам Бог часто призывается в свидетели (напр., Бытие 31:50; Книга Судей 11:10; 1-я Царств 12:5; 20:23; Иеремия 42:5).

Во всех этих случаях свидетели призываются на случай возможного будущего преступления, нарушения соглашения: «Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой» (Иеремия 42:5). Идея привлечения в свидетели неодушевленного предмета (обычно чего-то долговечного) связана с тем, что он будет стоять в знак вечной памяти Бога о произнесенных словах (см. Бытие 31:48-50).

В Своих отношениях с Израилем Бог также призывает объекты в свидетели: песнь Моисея (Вт. 31:19) и прежде всего закон (Вт. 31:26), хранимый в «ковчеге завета», были постоянными напоминаниями об обязательствах Израиля, которые народ должен был выполнять (Исход 25:16; 31:18; 40:21–22).

По израильскому закону свидетели были обязаны действовать, если видели, что совершено преступление. Здесь мы переходим ко второму значению: потенциальное будущее преступление стало реальностью. Так как весь народ должен был исполнять закон, все они формально были «свидетелями» преступления (напр., Вт. 13:8–9). Неоднократно подчеркивается необходимость говорить правду (Вт. 19:16–19; Псалтирь 26:12).

Израиль как народ, таким образом, является «свидетелем» завета. Здесь мы переходим к третьему значению: «Я предрек, и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Исаия 43:12; см. также Исаия 44:8; 55:4). Здесь предполагается, что Израиль – как вечная скала – самим фактом своего существования автоматически свидетельствует о силе и могуществе Господа.

Все эти идеи вместе отражены в новозаветном понятии свидетельства. Иоанн Креститель свидетельствует о Христе (От Иоанна 1:15,19,3234). Те, кто на себе испытал преимущества от служения Христу, свидетельствуют об этом факте, исполненные Духом (От Иоанна 15:26-27; Деяния 5:32). А ученики, действительно видевшие воскресение, обладают особым статусом свидетелей, как подписавшие завещание (напр., Деяния 1:22; 10:41; 22:15). В любом случае, свидетельство может означать мученичество: в Книге Откровение греческое слово, обозначающее свидетелей – martys – уже приобретает свое будущее значение, «мученики». Свидетели спасительной смерти Иисуса могут скрепить свое свидетельство собственной смертью (напр., Откровение 6:9; 12:11; 17:6).

См. также: ЗАВЕТ, МУЧЕНИК, ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ.