СВАДЬБА (WEDDING) Словарь библейских образов

В Библии образ свадьбы встречается очень часто, но описаний самой церемонии сравнительно мало (тем не менее см. НЕВЕСТА). Два очевидных исключения из правила – это две библейские эпиталамы (свадебных песни), Псалтирь 44 и Песнь песней, с них мы и начнем рассматривать образ свадьбы в Библии.

Две царские эпиталамы. Самые очевидные отличительные особенности свадьбы, описанной в Псалтирь 44, – бурная радость и богатство чувств. Поэт задает тон с самого начала, говоря: «Излилось из сердца моего слово благое» (Псалтирь 44:2). Пара находится в центре событий, и оба предстают во всей красе. Царь – «прекраснее сынов человеческих» (Псалтирь 44:3), он перепоясан мечом, «славою... и красотою» (Псалтирь 44:4). Он помазан «елеем радости», одежда его «как смирна и алой и касия» (Псалтирь 44:8-9). Невеста, в свою очередь, тоже нарядна, «одежда ее шита золотом» (Псалтирь 44:14); ее подводят к царю «в испещренной одежде... за нею ведутся... девы, подруги ее» (Псалтирь 44:15). Вся процессия входит в царский дворец «с веселием и ликованием» (Псалтирь 44:16).

Свадебная церемония – главная тема Песни песней (Песни Песней 3:6-5), обрамленная лирическими признаниями в любви. Предвосхищая событие, невеста представляет прибытие жениха, и гиперболические образы ее фантазии указывают на нетерпение (Песни Песней 2:8-9). Когда жених действительно прибывает, это событие красочно описывается, и это описание роскоши царской обстановки становится метафорой эмоциональной полноты. Сексуальная связь как кульминация свадьбы описывается в образах восточного сада со специями и плодами, на который претендует возлюбленный (Песни Песней 4:9-5).

Образы радости. Другие образы свадьбы, рассыпанные по тексту Библии, связаны с мотивами ликования и радости. Описывая захватывающий дух восход солнца, поэт в Псалтирь 18:6 утверждает, что солнце «выходит, как жених из брачного чертога своего». В истории о том, как Иисус превратил воду в вино на свадебном пире (От Иоанна 2:1-11), свадьба – пышная церемония, которая развивается согласно определенному плану. О роскоши свадебных пиров и об их этикете свидетельствуют и притчи Иисуса о свадьбах: гостям рассылались формальные приглашения, готовился пир с вином и лучшей пищей, приходить следовало в специальной (вероятно, праздничной и официальной) свадебной одежде (От Матфея 22:1-14; От Луки 14:7-24). Организация свадьбы была обязанностью жениха (От Иоанна 2:9) и его отца (Книга Судей 14:3,10; От Матфея 22:2).

Образ жениха и невесты, которых украшают перед свадьбой, уже встречавшийся нам в эпиталамах, присутствует и в некоторых других отрывках. Исаия сравнивает подаренные Богом «ризы спасения» и «одежду правды» с венцом жениха и убранством невесты (Исаия 61:10). В Иоиль 2:16 описывается, как жених и невеста выходят из своих комнат, что, вероятно, было частью свадебной церемонии в то время. Драгоценности невесты показывают, что она готова к встрече жениха: «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой?» (Иеремия 2:32). Важной частью наряда невесты было покрывало; за таким покрывалом Лия скрывала свое лицо во время свадьбы.

День свадьбы – радостный день (Песни Песней 3:11). Не принято было плакать или поститься в день свадьбы (От Матфея 9:15). Важной частью праздника были музыка и танцы (Иеремия 7:34). Дарили подарки (3-я Царств 9:16); пели специальные свадебные песни (Псалтирь 44; 77:63). «Голос жениха и голос невесты» символизируют радость (Иеремия 16:9; 25:10; 33:11). Ликование и радость переполняли сердца ожидающих свадьбы (Откровение 19:7).

Хотя свадебные обычаи на протяжении столетий менялись, эмоции, сопровождающие их, остались прежними. Эмоциональное опьянение влюбленных из Песни песней характерно для любой четы влюбленных, хотя словесное описание этих чувств и основано на древней любовной поэзии. Одна из реалистических сторон Песни песней – предвосхищение четой грядущей свадьбы. Во многих стихах поэмы выражено нетерпеливое ожидание свадьбы и описана красота, которую влюбленные видят друг в друге. Невеста настолько полна нетерпения, что упрекает себя за это, уговаривает себя сдерживать эмоции и позволить всему идти своей чередой (Песни Песней 2:7; 3:5).

Радостная атмосфера свадьбы передана также в некоторых апокалиптических видениях о будущем. Исаия пишет, что Бог радуется искупленному Сиону, «как жених радуется о невесте» (Исаия 62:5). Иеремия подобным образом описывает пришествие золотого века, во время радостного начала которого «опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты» (Иеремия 33:10-11).

Свадебные обычаи служили метафорой спасения. Бог в Ветхом Завете описывается как муж, а искупление в Синае – как свадебная церемония. Семьдесят вождей Израиля, поднявшиеся на гору с Моисеем, ели и пили, пока Бог давал народу закон (Исход 24:9-11).

Церемония посвящения. Свадебная церемония не только была праздником, она символизировала благословение общества, законное сочетание с Богом посредством завета и публичного подтверждения верности Ему. Сочетающихся браком благословляли, особенно невесту, которая входила в семью жениха. Лаван и его семья благословили Ревекку, желая ей стать матерью «тысячи тысяч» потомков (Бытие 24:59-60). Свидетели решения Вооза жениться на Руфи также благословили ее (Руфь 4:11-12).

Начиная с первого союза женщины и мужчины, свадьба – это завет перед Богом (Пр. 2:17; Иезекииль 16:8; Малахия 2:14). На первой свадьбе в раю Сам Бог дал женщину в жены мужчине (Бытие 2:23). В еврейской культуре именно присутствие Бога делало брак законным. Малахия утверждает, что Бог «был свидетелем между тобою и женою юности твоей... она подруга твоя и законная жена твоя» (Малахия 2:14). Пророк добавляет: «Разве не сделал их Господь едиными? Они едины по плоти и по духу» (Малахия 2:15 NIV). Иисус также говорит об этом: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (От Марка 10:9).

Свадьба – это публичное заверение в верности. Первое радостное обещание такого рода Адам дал Еве в присутствии Бога (Бытие 2:22-24); Павел велит мужьям любить жен, как самих себя (К Ефесянам 5:28-30). Адам и Ева становятся «одной плотью» перед Богом, и во время каждой свадьбы эта процедура повторяется.

Метафора спасения. Как практически все библейские образы, образ свадьбы имеет глубокое духовное значение и становится метафорой отношений между Богом и людьми. В данном случае Бог выбирает верующих Себе в жены.

Иисуса не раз называют женихом. Иоанн Креститель называет себя другом жениха (От Иоанна 3:22-30). Иисус объясняет Своим ученикам, почему в данный момент не следует поститься: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (От Марка 2:19; см. также От Матфея 9:14-15; От Луки 5:33-35). Земное служение Иисуса уподобляется свадебному пиру. В притче о свадебном пире сына царя, которую Иисус рассказывает фарисеям, сын/жених – это Иисус, а отказ от приглашения – неприятие Иисуса (От Матфея 22:1-14).

Второе пришествие Христа также описывается как пир. Хотя, будучи Человеком, Иисус пировал со Своими последователями, воссоединение Иисуса со святыми при парусии (втором пришествии) описывается как свадебный пир Агнца Божьего, Иисуса, и Его невесты, Церкви (Откровение 19:6-9). Писание завершается картиной радостного праздника в честь объединения прибывшего Жениха и готовой к встрече Невесты: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему [Богу] славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откровение 19:7). Так как метафора брака предполагает спасение, вполне уместны слова ангела: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Откровение 19:9).

См. также: БРАК, ЖЕНА, ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ, МУЖ, НЕВЕСТА, ПИР.

Библиография:

G. P. Hugenberger, Marriage as а Covenant: A Study of Biblical Law and Ethics Covering Marriage, Developed from the Perspective of Malachi (Leiden: E. J. Brill, 1994);

G. L. Scheper, «Bride, Bridegroom», DBTEL 106–112;

S.-T. Sohn, The Divine Election of Israel (Grand Rapids: Eerdmane, 1991).