РОСА (DEW) Словарь библейских образов

Роса – это влага, осаждающаяся из теплого воздуха на холодной поверхности земли. В Палестине и Сирии она имеет важное значение для урожайности посевов и растительности в целом. С апреля по октябрь дождей мало, поэтому роса крайне необходима для поддержания роста растений. В некоторых засушливых районах обильная роса служит основным источником воды для естественной растительности, зерновых, виноградников и даже небольших животных. В Ветхом Завете под упоминаниями о росе имеются в виду как роса на земле, так и ночной и утренний туман (Исход 16:13; Числа 11:9; 2-я Царств 17:12). Ночной воздух покрывает росой (Книга Судей 6:37-40; Песни Песней 5:2; Даниил 4:12).

Роса в буквальном смысле представляет собой часть творческой работы Бога в природе. Наряду с дождем, льдом, инеем и морем, роса указывает на славу Божьей творческой силы (Иов 38:28-30; Пр. 3:20). Она связывается с дождем как явление, от которого зависит жизнь в природе и которое само зависит от слова Божьего (3-я Царств 17:1).

Символическое значение росы основывается на ее физических свойствах. Будучи по своей сути водой, роса символизирует благословение, милость или благосостояние. Благословляя Иакова, Исаак попросил Бога дать ему «от росы небесной», наряду с «туком земли» и «множеством хлеба и вина» (Бытие 27:28). В одном из обещаний благословения Бог назвал Себя «росою для Израиля» (Осия 14:6). Роса ассоциируется с ниспосланием манны в пустыне (Исход 16:13-14; Числа 11:9). Обетования благословения, будь то Исаву (Бытие 27:39), заветному Израилю (Вт. 33:13) или восстановленному Израилю в будущем (Захария 8:12), сопровождаются образами росы с неба, наряду с картинами земли, обильной хлебом и вином (Вт. 33:28). В конце благословение и благополучие восстановленного остатка Иакова между народами будет «как роса от Господа» (Михей 5:7). Благоволение царя сравнивается с росой на траве в противоположность его гневу, подобному реву льва (Пр. 19:12). С другой стороны, отсутствие росы считалось признаком проклятия, лишения благословения (2-я Царств 1:21; 3-я Царств 17:1; Аггей 1:10).

Благодаря ассоциативной связи росы с утром этот образ служит также выражением жизни, молодости и воскресения. Иов печалился о тщетности своих мыслей, что он проживет долгую и полноценную жизнь, как роса, лежащая на ветвях всю ночь (Иов 29:19). В Псалтирь 109:3 псалмопевец использует образ росы, наряду с чревом и утренней зарей, при описании рождения. В день спасения мертвые, поверженные в прахе земли, оживут подобно тому, как роса возрождает жизнь на земле (Исаия 26:19).

Физические свойства росы породили также множество конкретных образов. Способность росы, сходящей с горы Ермон, покрывать всю землю и оживлять ее послужила образом кровного родства верующих в Бога и соединяющихся в паломничестве к храму (Псалтирь 132:3). В другом месте в образе росы, падающей на любой открытый участок, выразилось представление о том, как войско может подавить преследуемого им противника (2-я Царств 17:12). Тот факт, что роса быстро испаряется на солнечном свете, делает ее символом чего-то мимолетного и эфемерного, подобно мякине или дыму, выходящему через окно (Осия 6:4, 13:3; ср. Исход 16:13-14; Исаия 18:4).

Роса – многогранный образ, использование которого в Библии неразрывно связано с климатическими условиями региона, где роса выполняет жизненно важную функцию, относительно малознакомую в западном мире.

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ, БРЕННОСТЬ, ВОДА, ДОЖДЬ, УТРО.