РАЗРУШЕНИЕ (TEAR DOWN) Словарь библейских образов

Образ разрушения является преимущественно негативным, что неудивительно. В большинстве случаев разрушение в Библии относится к двум важным и взаимосвязанным контекстам: разрушение строений, имеющих отношение к идолопоклонству, и разрушение защитных сооружений городов. Эти объекты связаны, потому что символизируют сопротивление единому истинному Богу. В первом случае решительно разрушается объект, относящийся к языческому поклонению, тщательно, а не редко и с большим художественным вкусом возведенный как центр человеческой культуры, противопоставленной единому Богу. В случае с городом сносятся стены и укрепления, что служит наглядным и мощным образом победы над гордостью и самодостаточностью общества.

Религиозные реформы. Истории о религиозном обновлении и битвах с идолопоклонством часто содержат призывы к крайним мерам. Господь велит Гедеону «разрушить жертвенник Ваала, который у отца твоего, и срубить священное дерево, которое при нем» (Книга Судей 6:25). Ииуй и его люди снесли храм Ваала в Самарии (4-я Царств 10:27; ср. 4-я Царств 11:18; 2-я Паралипоменон 23:17). Иосия снес дома мужчин, занимавшихся храмовой проституцией в храме Яхве (4-я Царств 23:7), и разрушил жертвенники (4-я Царств 23:12; 2-я Паралипоменон 34:7). Образно Иезекииль описывает разрушение Иерусалима как процесс наказания блудницы: «Предам тебя в руки их, – и они разорят блудилища твои и раскидают возвышения твои» (Иезекииль 16:39). Эти насильственные разрушения отмечены в Писании как акты праведности и рвения, примеры подобающей реакции на идолопоклонство.

Военные атаки. Военные стратегии часто предполагали разрушение оборонительных сооружений района или города или уничтожение их инфраструктуры. Разрушение – не только средство изгнания врага из крепости, но и способ опозорить, погубить, а иногда полностью уничтожить народ, крепостные башни в особенности подлежали разрушению. Так, Гедеон клянется населению Пенуэла: «Когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию» (Книга Судей 8:9); и позже он «башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города» (Книга Судей 8:17). В духе пророчества против народов Иезекииль объявляет, что стены Тира будут разрушены и башни снесены (Иезекииль 26:4). Амос и Михей предвидят день, когда враг победит Израиль, свергнет его твердыни и разграбит его крепости (Амос 3:11; ср. Амос 3:15; Михей 5:11). Мы видим, что величественные строения превращены в груду камней, и солдаты получают удовольствие от своей работы. Автор псалма вспоминает непростительную радость идумеев, когда вавилоняне разрушили Иерусалим: «Они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”» (Псалтирь 136:7). Не случайно лжепророки, провозглашающие «мир, мир», когда мира нет, сравниваются со строителями непрочной стены, побеленной сверху; Яхве снесет эту стену и обнажит ее основание (Иезекииль 13:14).

То, что относится к народам, иногда относится и к отдельным личностям: так как грешники «не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Псалтирь 27:5). Даже в изысканном мире мудрости может применяться метафора разрушения, ибо на пути мудрых ожидают конфликты, подобные битвам. «Мудрый входит в город сильных, и ниспровергает крепость, на которую они надеялись» (Пр. 21:22).

Не разрушать, а созидать. Кульминация разрушения – это разрушение Иерусалима, завершение войны Яхве против Его непокорного народа завета: «Господь определил разрушить стену дщери Сиона» (Плач Иеремии 2:8). Пророк Иеремия, посредник Небесного Царя, поставлен «над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иеремия 1:10). В частности, Иеремия предсказывает грядущее падение Иерусалима. Но даже такое катастрофическое событие останется в прошлом, и Божье наказание сменится возрождением Израиля. Бог обещает: «И возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню» (Иеремия 24:6; ср. Иеремия 31:28; 42:10). Павел говорит с пророческим сознанием и ясным пониманием собственной роли в возрождении Божьего народа, и применяет метафору Иеремии, говоря об апостольском авторитете, что Господь дал его «к созиданию, а не к расстройству вашему» (2-е Коринфянам 10:8; ср. 2-е Коринфянам 13:10).

Разные метафоры. Случаи метафорического использования образа разрушения следует рассматривать на фоне темы суда над Израилем и его возрождения. Иов говорит о своих личных горестях и бесчестии следующим образом: Бог «кругом разорил меня, и я отхожу» (Иов 19:10). Какая тут может быть надежда, если «что Он разрушит, то не построится» (Иов 12:14)? Езекия, говоря о болезни, приведшей его на порог смерти, восклицает: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский» (Исаия 38:12). А притчи Израиля провозглашают справедливость путей Божьих: «Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» (Пр. 15:25). С другой стороны, это невероятный позор, если женщина или царь, несущие ответственность за созидание дома или народа, разрушают его своим эгоистическим безумием (Пр. 14:1; 29:4). Даже если предусмотрительность побуждает процветающего земледельца думать: «Сломаю житницы мои и построю большие» (От Луки 12:18), – Иисус осуждает это как неразумное самомнение.

Вероятно, самый позитивный библейский взгляд на разрушение присутствует в рассуждениях автора Екклесиаста, который считает, что, как есть «время убивать, и время врачевать», есть также «время разрушать, и время строить» (Екклесиаст 3:3). Без сомнения, таковы Божьи пути для Его народа.

См. также: ГОРОД, ИЕРУСАЛИМ, КРЕПОСТЬ, СТЕНА, ТВЕРДЫНЯ.

РАЗУМ. См. УМ.

РАМЕНА. См. ПЛЕЧИ.