РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ЛИКОВАНИЕ (JOY) Словарь библейских образов

К. С. Льюис в книге «Настигнут радостью» назвал радость «неудовлетворенным желанием, самим по себе более желанным, чем удовлетворение любого другого желания». «Радость», по его словам, «надо четко отличать от счастья и удовольствия» (Lewis, 17–18). Льюис познал радость, потому что ее источником для него был Бог.

Слово «радость» и связанные с ним встречаются в Библии около четырехсот раз и составляют одну из ее главных тем. Радость может быть вполне земной, например, радость от победы (Псалтирь 19:6) или от богатого урожая (Исаия 9:3), но в подавляющем большинстве случаев она относится к духовной сфере. Суть этого понятия хорошо показана в известных стихах: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неемия 8:10), – и в просьбе к Богу «возвратить мне радость спасения Твоего» (Псалтирь 50:14). Особое место тема радости занимает в псалмах (примерно 80 упоминаний) и в евангелиях (примерно 40 упоминаний).

Радость – следствие жизни с Богом. Радость не обретается ее поиском как цели самой по себе. Она дается Богом (Иов 8:21; Псалтирь 4:8; 35:9). Ее получают верой как дар спасения (1-я Царств 2:1; Псалтирь 5:12; 12:6; 19:6; 20:2, 7; 32:21; 34:9; 39:17; Исаия 12:1; 25:9; Аввакум 3:18; От Луки 1:47; 2:10). В Ветхом Завете радость приходит с Божьим присутствием (1-я Паралипоменон 16:27; Иов 22:21-26; Псалтирь 9:3; 15:5–11). В Новом Завете это присутствие отождествляется со Святым Духом (Деяния 13:52; К Римлянам 15:13; К Галатам 5:22; К Ефесянам 5:18-19; 1-е Фессалоникийцам 1:6).

Радость наполняет человека (Псалтирь 4:8; 15:11) и часто связывается с сердцем (Псалтирь 4:8; 18:9). «Светлый взгляд радует сердце» (Пр. 15:30). Сердце может прыгать (Псалтирь 27:7 {«возрадовалось»}) или трепетать и расширяться (Исаия 60:5) от радости. Язык наполняется радостным пением (Псалтирь 125:2), и сердечная радость проявляется в пении (Исаия 65:14). Такая бьющая ключом радость часто сопровождается криками и пением (около двух дюжин упоминаний в каждом случае), и псалмы звучат, как хор радостных восклицаний и песнопений.

К выражению радости человека присоединяется все остальное творение. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Псалтирь 88:13); «ликуют все дерева дубравные» (Псалтирь 95:12); горы призываются ликовать от радости (Псалтирь 97:8), и когда Бог восстанавливает Израиль, небеса торжествуют и радуются (Исаия 44:23; 49:13).

Радость бывает подобна удовольствию или гордости, которые человек испытывает от изящной вещи, великолепного вида, волнующего символа. Так, в глазах праведного израильтянина гора Сион выглядит «прекрасной возвышенностью, радостью всей земли» (Псалтирь 47:3; ср. Псалтирь 136:6; Плач Иеремии 2:15).

На личном уровне кающийся грешник, испытав Божий суд, молит Бога: «Дай мне услышать радость и веселие, – и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (Псалтирь 50:10). Радость может быть выражением возвращения с непредсказуемых путей переживания чувства вины. Переход от плача к радости подобен обращению от сетования к ликованию, замене вретища на радостную одежду (Псалтирь 29:12), и это превращение заметно всем окружающим. У праведника есть уверенность, что «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Псалтирь 125:5). Бог с удовольствием выказывает Свое благоволение любящим праведность, выделяя их среди других помазанием Своим драгоценным «елеем радости» (Псалтирь 44:8).

Но наряду с радостными песнопениями в псалмах, звучит и здравый голос мудрости, нашедший выражение в притче: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Пр. 14:13). Опять же читаем, что мудрый или праведный сын радует сердце отца (Пр. 15:20; 23:15; 27:11), а глупый сын не приносит отцу радости (Пр. 17:21).

В трагический момент суда у народа Израиля «прекратилась радость сердца» (Плач Иеремии 5:15). Она «засохла», как виноградная лоза, смоковница и гранатовое дерево (Иоиль 1:12). Божий суд положил конец «голосу торжества и голосу веселия», и на улицах Иерусалима не слышно больше «голоса жениха и голоса невесты» (Иеремия 7:34; 16:9; 25:10). Но наступит день, когда они будут радоваться снова (Иеремия 33:11). Когда искупленный Израиль вернется на Сион, «радость вечная будет над головою их» и их будут переполнять «радость и веселие» (Исаия 35:10; 51:11; ср. Исаия 61:7).

Вполне естественно, что радостью сопровождалось и рождение Мессии. Даже еще не родившийся Иоанн Креститель взыграл от радости в чреве Елисаветы (От Луки 1:44), и ангелы возвестили «великую радость» (От Луки 2:10). Бывает недолговечная радость, когда слово Царства с удовольствием принимают не имеющие корня люди (От Матфея 13:20; От Марка 4:16; От Луки 8:13), но возвещение Царства сопровождается истинной радостью. Сам Иисус возрадовался, прославляя Отца, открывшего «сие... младенцам» (От Луки 10:21). Это радость пастыря, нашедшего заблудшую овцу (От Луки 15:6), или женщины, нашедшей потерянную драхму (От Луки 15:9).

Эсхатологический аспект радости можно видеть в нарисованной Иисусом картине того, как ангелы радуются покаянию даже одного грешника (От Луки 15:10). По возвращении семидесяти, одержавших победу над бесовскими силами, Иисус привлек внимание этих учеников к необходимости радоваться не столько повиновению им духов, сколько тому, что «имена ваши написаны на небесах» (От Луки 10:20). Эта радость не будет полной до наступления великого дня (От Луки 6:23; Иуды 1:24). А пока христиане «утешаются надеждою» (К Римлянам 12:12).

Павел и другие новозаветные авторы видят в радости парадокс, ибо она проявляется в горестях. На земле христиане могут радоваться в падшем мире во времена самых сильных гонений и в самых тяжелых скорбях. Пример такой радости показали Павел и Сила в филиппийской темнице, когда они в полночь молились и воспевали Бога (Деяния 16:25). У последователей Христа есть яркий путеводный образ Спасителя, претерпевшего крест «вместо предлежавшей Ему радости» (К Евреям 12:2).

Подводя итог, можно сказать, что радость в жизни приходит по Божьей благодати. Знание Божьего слова приносит радость (Псалтирь 18:9; 118:16, 111, 162, 165; Иеремия 15:16), поклонение Богу подкрепляет ее (Псалтирь 41:5; 42:4; 70:23; 99:2; От Луки 24:52; Иакова 5:13), праведность раскрывает ее (Псалтирь 31:11; 63:11; 67:4; 68:33; 96:11; 118:1; Пр. 10:28; 13:9; 29:6), а совершение дел усиливает ее (Вт. 12:18; Ездра 6:22; Екклесиаст 2:24-25).

В Библии показано, что «великая сила радости» проявляется в том, что она превосходит неблагоприятные обстоятельства по силе, стойкости и постоянству (От Иоанна 16:20-32; Деяния 16:25,34; К Римлянам 14:17; 2-е Коринфянам 6:10; 7:4; 8:2; 12:10; К Филиппийцам 4:4). Библия призывает христиан радоваться, когда они подвергаются гонениям за веру (От Луки 6:22-23), ибо тем самым они соучаствуют в страданиях Спасителя (1-е Петра 4:13). Возможность для выражения радости предоставляет любое испытание, поскольку оно способствует Освящению христианина (Иакова 1:2; 1-е Петра 1:8). Библия не только призывает верующих радоваться в страданиях, но и говорит, что в конце испытания Бог даст радость как предвкушение конечного искупления (Псалтирь 29:6,1213; 50:10; 52:7; 84:7; 125:5–6; Исаия 35:1-2,10). Радость укрепляет верующего в печалях (Неемия 8:10-12; Псалтирь 27:7).

В конце книги «Настигнут радостью» К. С. Льюис привлек внимание к сути радости как к следствию земной жизни со Христом и предзнаменованию вечной жизни со Спасителем: «Она имеет ценность только как указатель пути к чему-то иному и внешнему... Если мы заблудились в лесу, большое значение имеет внезапно возникший перед глазами указательный столб. Первый заметивший его кричит: “Смотрите!” – и все собираются вокруг и смотрят. Но найдя дорогу и проходя мимо указательных столбов каждые несколько миль, мы уже не останавливаемся и не смотрим на них. Они придают нам уверенность, и мы испытываем чувство благодарности поставившему их. Но мы не останавливаемся и не смотрим на них, или не очень вглядываемся; во всяком случае, на этом пути, хотя столбы из серебра, а надписи на них из золота. “Мы придем в Иерусалим”».

См. также: МУЗЫКА, ПОКЛОНЕНИЕ, СКОРБЬ, СЧАСТЬЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ.

Библиография:

С. S. Lewis, Surprised by Joy (New York: Harcourt, Brace & World, 1955);

W.G. Morrice, Joy in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1985).