РАВНИНА (PLAIN) Словарь библейских образов

В Писании показаны яркие образы равнин, в большинстве случаев вполне определенных и связанных с большими пространствами земли. Но упоминаются и небольшие равнины в окрестностях Иерусалима (Неемия 3:22 {«окрестности»}; Иеремия 21:13).

Люди обычно селятся на равнинах: «Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Бытие 11:2). Но чаще равнины оказываются местами, где люди собираются вместе, путешествуют и сражаются в битвах. Ровные участки по обоим берегам Иордана, называвшиеся равнинами, были сценами многих важных библейских событий. К востоку располагались «равнины Моава» (Числа 22:1; 26:3), а к западу – «равнины Иерихонские» (Иисус Навин 4:13).

Трудно представить себе более выразительный образ, чем выбор Лотом равнины, которая «орошалась водою» (Бытие 13). Пастухи Лота и его дяди Авраама спорили из-за воды и пастбищ (см. ПАСТБИЩЕ), и Авраам предложил разделиться. Авраам как старший предоставил право выбора племяннику, и тот возвел очи и увидел «всю окрестность Иорданскую». Пред взором Лота предстала необычайно привлекательная с любой материальной точки зрения равнина (Бытие 13:10), ставшая впоследствии заброшенным местом, символом суда. Причиной опустошения было, возможно, землетрясение с сопутствующим выбросом и взрывом газообразных отложений. С библейской точки зрения, это был Божий суд, отразившийся эхом по всей Библии (Вт. 29:23; Исаия 1:9; Иеремия 49:18; Плач Иеремии 4:6; Амос 4:11; От Луки 17:29; 2-е Петра 2:6).

В 3-я Царств 20 ограниченной территории языческих богов противопоставляется управление Яхве всем творением. После разгрома израильтянами слуги Венадада сказали ему: «Бог их [израильтян] есть Бог гор, поэтому они одолели нас. Если мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их» (3-я Царств 20:23). Дабы продемонстрировать Свою власть над всей землей, Яхве нанес второй удар, на этот раз на равнине, как хотел Венадад, с тем же результатом.

В книгах двух пророков, Исаии и Захарии, образ топографических изменений символизирует вмешательство Бога в человеческие дела. В Исаия 40:4 (ср. От Луки 3:4) пророк провозглашает, что перед пришествием Господа «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими». А у Захарии ангел Божий говорит, что «гора» противления восстановлению храма Зоровавелем будет снесена: «Кто ты, великая гора пред Зоровавелем? ты равнина» (Захария 4:7).

См. также: ГОРА, ДОЛИНА, ПАСТБИЩЕ, СОДОМ И ГОМОРРА, ШИРОТА.