РАБ, РАБСТВО (SLAVE, SLAVERY) Словарь библейских образов

В Библии раб предстает инструментом хозяйственной деятельности, законной собственностью и человеком, за которого несет полную ответственность его владелец. Слова «раб» и «слуга» иногда используются как взаимозаменяемые, но раб отличался от слуги более низким общественным положением, хотя его улучшение было возможным и весьма распространенным. Раб находился в состоянии полной Зависимости, тем не менее Бог, сотворивший людей и наделивший их чувством собственного достоинства, показан в Писании надзирающим за рабством. Кроме того, с библейской точки зрения, любой человек – раб либо греху, либо Богу.

Инструмент хозяйственной деятельности. Независимо от способа его приобретения – в результате купли-продажи или в качестве военной добычи, – раб был инструментом хозяйственной деятельности. Рабы имели рыночную стоимость (Бытие 37:28; Исход 21:32; Иезекииль 27:13; Деяния 16:19); их продавали и покупали (Левит 25:44-45); они переходили по наследству (Левит 25:46). У израильтян продавать как рабов (в унизительном смысле) можно было только иноплеменников – в частности, хананеев, которые были прокляты как «рабы рабов» (Бытие 9:25) и характеризовались как люди, годные только для того, чтобы «рубить дрова и черпать воду» (Иисус Навин 9:18-27).

Купленные за деньги или родившиеся в доме хозяина пользовались особыми преимуществами (Бытие 17:12,23,27; Исход 12:44; Левит 22:11). На память приходит Иосиф, которого купил Потифар, наделивший его большими полномочиями, но которого жена Потифара называла рабом (Бытие 39:1-19). Захваченные рабы использовались на тяжелых работах (3-я Царств 9:21). В Египте израильтяне подавлялись из страха перед их потенциальной военной мощью и изнурялись работой, соответствующей их положению побежденных (Исход 1:1-14). Соломон использовал иноземцев в качестве рабской рабочей силы, но своими слугами поставил израильтян: вельможами, военачальниками, воинами и т. д. (3-я Царств 9:21-22).

Покупка рабов была обычным делом, но находилась под контролем Божьей Справедливости. Рабов покупали Авраам (Бытие 17:23), проповедник из Книги Екклесиаста (Екклесиаст 2:7) и Осия (Осия 3:2). Увидев бедственное положение израильтян, Сам Бог метафорически приобрел их, нанеся поражение египтянам, которые противились Моисею (Исход 3:7; 15:16; 2-е Петра 2:1).

В тяжелые времена в еврейских общинах существовала угроза порабощения. Благодаря молитве Елисея Сын вдовы не был отдан в рабство за долги (4-я Царств 4). В послепленной Иудее чрезмерные процентные ставки побуждали многие семьи продавать себя в рабство за долги, но они по возможности выкупались праведными людьми (Неемия 5:8). Кроме того, хотя преследование чисто экономической выгоды не воспрещалось, «работорговцы», наряду с «лжецами» и «клятвопреступниками», клеймились в списке «всего, что противно здравому учению» (1-е Тимофею 1:10 NIV). Для контроля над институтом рабства Бог дал законы и установления. Вместе с тем, в новозаветные времена положение рабов стало более достойным, если судить по отрывкам, перечисляющим «домашние обязанности» в К Ефесянам 5:21-6 и К Колоссянам 3:18-4, в которых само присутствие рабов в списках наряду с другими членами семьи указывает на их положение участников в ведении домашнего хозяйства.

Законная собственность и ответственность. Коль скоро рабы были инструментами хозяйственной деятельности, с правовой точки зрения они рассматривались как собственность, требующая надлежащего к себе отношения. В лексической группе doulos, которая происходит от слова «раб», присутствует мысль о праве собственности, зависимости и послушании одному хозяину.

Похищение собратьев израильтян представляло опасность для сообщества и наказывалось смертью (Вт. 24:7). Хотя побои в принципе разрешались, закон недвусмысленно запрещал забивать рабов до смерти (Исход 21:20). Евреи наставлялись предоставлять убежище рабам, с которыми дурно обращались их хозяева (Исход 21:21; Вт. 23:15). Священникам как примерным последователям закона надлежало относиться к приобретенным рабам как к членам семьи и есть с ними за столом (Левит 22:11). В образе египетского раба, брошенного хозяином, когда он заболел, языческий обычай противопоставляется Божьим заботливым указаниям, касающимся рабства (1-я Царств 30:13); с другой стороны, сотник в Новом Завете, искавший Иисуса для исцеления своего больного слуги, отражает еврейский идеал (От Луки 7:2). Благодаря Божьим законам евреи пользовались известностью как хорошие хозяева.

Под особой защитой находились женщины и дети. Женщин нельзя было продавать чужеземцам (Исход 21:8), и они наделялись равными правами с членами семьи при удочерении или выдаче замуж (Исход 21:9). Дети рабов принадлежали хозяину, и если раб брал жену, предложенную господином, он тем самым оставался рабом пожизненно (Исход 21:6). Примером служит Сива, слуга Саула, служивший до конца жизни сыновьям Саула со всей своей семьей (2-я Царств 9:9-10).

Отношения раба и хозяина аналогичны нашим отношениям с Богом, поскольку мы призваны давать Ему отчет (К Римлянам 14:4; К Ефесянам 6:9; К Колоссянам 4:1; 2-е Тимофею 2:21). Он тоже несет ответственность за нас: «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Псалтирь 122:2).

Вечное рабство. В образах рабства экономическая сторона связывается с духовным идолопоклонством, открывая путь к одному из самых ярких библейских образов спасения. На память легко приходят рабы, с которыми дурно обращались: Иосиф, евреи в египетской и вавилонской империях, брошенный господином египетский раб, возвратившиеся из плена евреи в Неемия 9:36. Жестокое рабство с полным подчинением часто изображается тяжелым ярмом или игом (Бытие 27:40; Левит 26:13; 3-я Царств 12:4; Исаия 47:6). Но в метафорическом образе выражается гораздо более яркая картина.

Как рабство, так и идолопоклонство приводят к зависимости, то есть к полному подчинению воле господина. Египет, «дом рабства», и Вавилон служат метонимическими образами идолопоклонства и рабства, а их боги – метафорическими господами (Исход 20:2-4; Вт. 5:6–8; Псалтирь 136; Плач Иеремии 1:1-3; Откровение 11:8; 18:13). Решающий метафорический переход совершается не от рабства к свободе, а от рабства греху к рабству Богу, от тьмы к свету, от лжи к истине. Хотя «иго» Господне «благо» и Его «бремя легко» (От Матфея 11:30), иго все-таки сохраняется.

В Библии утверждается, что на земле служат все; вопрос в том, кому человек служит – Богу или греху (К Римлянам 6:15-23). После грехопадения все творение мучится в рабстве тлению (К Римлянам 8:21). Неискупленные грешники находятся в подчинении греху – в частности, злым силам, таким как вещественные начала мира (К Галатам 4:3), чревоугодие (К Римлянам 16:18) и похоти (К Титу 3:3). Как указывает Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2-е Петра 2:19; см. также От Иоанна 8:34). Суд ожидает тех, кто полагает, что искупление – это достижение собственного господства, а не свобода избирать господином Бога (Псалтирь 11:5).

Этот аспект вечного рабства находит более развернутое выражение в учениях и примерах, показанных Иисусом и Павлом. Притчи Иисуса демонстрируют, что подчинение и верное служение раба своему господину являются иллюстрацией служения Богу (От Матфея 8:9; 18:21–34; 25:14–30; От Луки 17:7-10). Он Сам показал пример добровольного рабства, смирив Себя как простой человек, приняв смерть и символически омыв ноги апостолам (От Иоанна 13:12-17; К Филиппийцам 2). Он учил, что истинное величие христианского служения выражается в смиренной позиции Божьего раба, первого как последнего, что является полной противоположностью мирской системы ценностей, основанной на положении в обществе (От Матфея 20:27; От Марка 10:44). Смерть Иисуса стала ценой искупления многих от рабства греху (От Марка 10:45; К Римлянам 3:22-24). Его совершенная жизнь показала, что свобода – не самоценность, а сознательная связь с Богом, требующая отвержения зависимости от греха.

В соответствии с этим положением Павел управлял ранней церковью. Спасение он изображает духовным освобождением, влекущим за собой смену господина и аллегорически представленным как свобода стать «детьми обетования» от Сарры, которые служат Христу в Духе с перспективой полного искупления в новом творении (К Галатам 4:21-31; К Римлянам 6:14; 8:18–25). «Раб Христов» – это новая христологическая формулировка Павла первой Моисеевой заповеди: у человека не должно быть связей с другими господами (ср. Левит 25:55; Вт. 6:4; От Матфея 6:24); соответственно douloi Христа посвящает себя Его делу и в конечном счете дает отчет только Ему.

Выбор между двумя господами Павел демонстрирует на собственном опыте. Он признается в рабстве греху, «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (К Римлянам 7:15), но принимает решение стать рабом закона Божьего (К Римлянам 7:25). Вторя словам Иисуса (От Марка 10:44), Павел называет себя рабом всех ради Евангелия (1-е Коринфянам 9:19), а затем говорит, что порабощает свое тело, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1-е Коринфянам 9:27). Его жизнь – тройной пример добровольного рабства.

Кроме того, Павел решил трудную проблему в ранней церкви. В культуре, в которой работорговля была выгодным делом, естественным следствием проведенной им метафорической связи греха с рабством было стремление верующих к социальному освобождению. Верующие также отвечали на его призыв служить друг другу, изъявляя готовность продавать себя ради свободы других людей. Вместе с тем, следуя репрезентативному принципу Павла в отношении рабов и с верой в Божью провиденциальную заботу о Своих детях, человек должен был оставаться в том состоянии, в котором он был призван (1-е Коринфянам 7:17-24; ср. 1-е Петра 2:18).

Временное состояние. Последний аспект рабства в Библии выражается в том, что оно носит лишь временный характер. Если человек не делает выбор оставаться рабом, он не принадлежит кому-то пожизненно. Положение может меняться; рабы Божьи становятся сыновьями Бога (От Иоанна 8:35-36; К Галатам 4:1-9). Рабство – временное состояние и в масштабах вечности: «И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост» (Исаия 24:2). Личная ответственность пред Богом звучит эхом в тринадцати предсказаниях суда для всех, «рабов или свободных» (3-я Царств 14:10; 21:21; 4-я Царств 9:8; 14:26; 1-е Коринфянам 12:13; К Галатам 3:28; К Ефесянам 6:8; К Колоссянам 3:11; К Филимону 1:15-16; Откровение 6:15; 13:16; 19:18).

См. также: ГРЕХ, ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА, РАБОТА, СЛУГА.

Библиография:

S. S. Bartchy, «Slave, Slavery», DLNTD 1098–1102;

M. A. Dandamayev, «Slavery» (Ancient Near East) (Old Testament), ABD 6:58–65;

М.I.Finley, Ancient Slavery and Modern Ideology (New York: Viking: 1980);

K. Hopkins, Conquerors and Slaves (New York: Cambridge University Press, 1978);

D.B. Martin, Slavery as Salvation (New Haven, CT: Yale University Press, 1990).