ПЯТЬДЕСЯТ (FIFTY) Словарь библейских образов

Число 50 вызывает несколько смысловых ассоциаций. Применительно к возрасту в нем выражается полная мера лет. Это не конец жизни, но возраст, в котором человек начинает отдыхать от своих трудов. Например, в израильской скинии собрания могли работать только мужчины от тридцати до пятидесяти лет (Числа 4:3,23,30). Давая указания Моисею отделить колено Левия для выполнения священнических обязанностей, Господь поставил условие, что в пятьдесят лет левиты должны прекращать работать, хотя они и могли помогать своим братьям (Числа 8:25-26). Ассоциативная связь пятидесяти лет с полнотой возраста может пролить определенный свет на смысл реплики иудеев в адрес Иисуса: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (От Иоанна 8:57). Если пятьдесят лет понимаются как возраст, в котором человек достигает зрелости и начинает пользоваться уважением, подобающим старейшине, тогда замечание иудеев имело целью оспорить претензии Иисуса на основании Его относительной молодости. Таким образом, с пятидесятилетним возрастом связывается представление о полноте и мудрости, основанной на богатом опыте.

Но пятьдесят – не только число, знаменующее веху на жизненном пути человека. Оно играло также важную роль в израильском календаре. Бог дал Моисею указание, что праздник седмиц должен отмечаться через пятьдесят дней после субботы, в которую делалось первое хлебное приношение в виде снопа потрясения, то есть когда пройдут семь суббот (или сорок девять дней) (Левит 23:15-16). На этот пятидесятый день израильтяне должны были делать новое приношение первых плодов – жертву за грех – и соблюдать этот день как субботу (Левит 23:17-21). Поскольку сорок девятый день – тоже суббота, пятидесятый выделялся в особую субботу. (Позднее он получил название Пятидесятницы.) Следовательно, в образе пятидесяти выражается среди прочего мысль об особом субботнем отдыхе.

Помимо отдыха, число 50 связывалось также с освобождением благодаря установлению Богом юбилейного года. Каждый седьмой год был субботним годом, в котором земля оставалась под паром (Левит 25:4), а по прошествии семи субботних лет израильтяне должны были соблюдать пятидесятый год как второй субботний – юбилейный год (Левит 25:11-12). В этом году в день очищения трубы возвещали о возвращении изначальным владельцам любой проданной земли и о предоставлении свободы любому израильтянину, проданному в рабство (Левит 25:28,40). В идеальном случае юбилейный год наступал хотя бы раз в жизни каждого израильтянина. Этим объясняется значение числа 50 как образа субботнего отдыха и освобождения.

Тема освобождения присутствует также в рассказах о пленении Израиля в Вавилоне. В Книге Иезекииля возвращение Израиля из плена связывается с юбилейным годом.

Своему рабу Вавилону Бог подарил Израиль лишь временно, «до года освобождения» (Иезекииль 46:16-17). Израиль может с надеждой взирать на приближение пятидесятого года плена как на окончание вавилонского владычества. Богу принадлежат не только отдельные израильтяне и их земли, но и весь народ, который Он вернет в юбилейный год. В данном случае число 50 как образ освобождения приобретает новый смысл, показывающий находящемуся в плену Израилю его прежнюю славу и надежду на восстановление благодаря Божьим делам.

См. также: ДВА, ДВЕНАДЦАТЬ, ОДИН, ПЕРВЫЙ, ПЯТИДЕСЯТНИЦА, ПЯТЬ, СЕМЬ, СЕМЬДЕСЯТ, СОРОК, СТО, ТРИ, ЧЕТЫРЕ.